Елеосвящение

 

Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, 
исцеляющая немощи душевные и телесные

(Православный катихизис)

Понятие о Таинстве

Таинство Елеосвящения называется еще “святым елеем”, “елеопомазанием” и “молитвомаслием” (от греческ. euhelaion), но чаще “соборованием”, “маслособорованием” - по собранию, “собору” пресвитеров, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения таинства Елея.

Таинство Елеосвящения есть главное благодатное средство, которое Православная Церковь подает болящим и страждущим для облегчения, уврачевания болезни и для приготовления к христианской, мирной и непостыдной кончине.

Установление Таинства

Начало елеопомазания как таинства положено Самим Господом, по заповеди Которого Его ученики, врачуя души людей спасительной проповедью Евангелия, врачевали и тела больных помазанием елея: “Мазаху маслом многи недужныя, и исцелеваху” (Мк. 6: 13). И в чинопоследовании таинства говорится: “Помазание священное Твое, Человеколюбче, апостолом Твоим на немощствующия рабы Твоя совершати милостивно заповедавый”.

Первоначально Таинство совершалось, как и миропомазание, через возложение рук совершителя (см.: Мк. 16: 18; Деян. 28: 8–9). Воспоминание о таком образе совершения Таинства сохранилось и в нашем Требнике — в молитве, читаемой после совершения Таинства при возложении Евангелия, как руки Господней, на главу больного. В век апостольский возложение рук для исцеления было заменено помазанием елеем подобно тому, как возложение рук для сообщения Святого Духа новокрещенным было заменено миропомазанием, и право совершения Таинства было предоставлено и пресвитерам. Такая практика совершения Таинства в апостольское время со всей ясностью представляется в послании апостола Иакова (см.: Иак. 5: 14–16). После апостолов о совершении Таинства Елеосвящения в Церкви Христовой свидетельствуют многие писатели I–V вв. Во II–III вв. об этом писали Дионисий Ареопагит, Тертуллиан и Ориген. Так, Ориген, изъясняя слова ап. Иакова: “болит ли кто в вас”, упоминает о возложении рук от пресвитера на больного. В IV в. о Таинстве говорит Иоанн Златоуст, в V - историк Созомен. Апостольское предание о Таинстве Елеосвящения сохранилось не только у православных и католиков, но и у несториан и монофизитов, отлученных от Церкви в V веке.

Над кем совершается Таинство Елеосвящения

Св. Димитрий Ростовский (1651 - 1709) свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось "по обычаю... а не по писанному преданию".

На Руси издревле придавали большое значение Таинству, считая его одним из самых действенных средств против всякой болезни, в особенности против всякого вида одержимости.

Больной, принимающий Таинство, должен быть приготовлен к принятию его исповедью, и после или прежде елеосвящения больной причащается Святых Таин. В случае смертной опасности больной должен быть исповедан и причащен до совершения Елеосвящения (Правосл. исповедь. 118 вопр.).

Цель и духовное значение Таинства Елеосвящения

Елеосвящение, как показывает само наименование (греч. elaioa - масло; eleos - милость), есть таинство Елея, установленное в целях избавления человека от болезни и прощения грехов. Эта двоякая цель находит свое оправдание в христианском воззрении на природу телесных болезней.

Источник телесных болезней, по этому воззрению, заключается в грехе, и первое предсказание о болезнях в человеческом роде явилось вслед за грехопадением первых людей. Когда к Спасителю принесли расслабленного для исцеления от болезни, Он указал и на источник болезни: “Чадо! Прощаются тебе грехи твои” (Мк. 2: 5). В таком же соотношении поставлены грех и телесная немощь у апостола Иакова, который, сказав об исцелении болящего чрез помазание елеем и молитву, замечает, что вместе с тем отпускаются исцеленному и его грехи (см.: Иак. 5: 15).

Нельзя утверждать, что все без исключения болезни являются непосредственным следствием греха; бывают болезни, посланные по Промыслу Божию с целью испытания или усовершенствования веры и надежды на Бога, усовершения в благочестии и добродетельной жизни и др. Такими были, например, болезнь Иова и болезнь слепца, о котором Спаситель сказал: “Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии” (Ин. 9: 3). Однако же большая часть болезней признается в христианстве следствием греха, как это мы видим из многих мест Евангелия (см.: Мф. 9: 2; Ин. 5: 14).

На связь греха и болезни указывается также в чине Елеосвящения, где читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, “от страстей, от скверны плоти и духа и всякого зла”. В молитвословиях канона как причина болезни указывается и демонское влияние на человека, как непосредственное, так и через грехи.

Такой широтой цели (“исцеление души и тела”, а также приготовление к вечности) отличается Елеосвящение Православной Церкви от католического. В католицизме единственной целью Елеосвящения служит избавление от грехов и приготовление к мирной кончине, но отнюдь не исцеление от болезни; поэтому оно совершается у католиков только над людьми безнадежно больными, близкими к смерти. Относительно такого католического понимания Таинства писал еще блаженный Симеон Солунский, указывая, что католики “умствуют вопреки Спасителю и апостолам Его”, неправильно толкуя соответствующие места Священного Писания (см.: Иак. 5: 14–15; ср. Ин. 5: 14; Мк. 6: 13). Такое понимание Таинства иногда встречается и у нас среди верующих, считающих, что только умирающих надо напутствовать этим Таинством.

Нужно, однако, заметить, что Таинство Елеосвящения нельзя понимать как то, что обязательно должно давать выздоровление.

Могут быть разные состояния больного. Например, когда он уже созрел духовно для вечности или когда продолжение его жизни ему уже не полезно с точки зрения его вечного спасения, и Господь, по Своему неисповедимому благому Промыслу и всеведению, подводит человека к переходу в вечность.

Но может быть и другое состояние больного, когда он еще духовно не созрел, еще далек от христианской духовности. Этому человеку необходимо продолжать скорбный путь земной жизни, страдать и бороться здесь, на земле, со своей греховностью. По отношению к такому больному особо приложима и действенна молитва Церкви о его душевном и телесном выздоровлении. Болезнь же должна послужить поворотным моментом для души, толчком к внутреннему душевному перевороту через покаяние. А с душевным здравием, по вере Церкви, тесно связано и телесное выздоровление. Болезнь может быть послана Богом и людям высокой духовной жизни для их душевной пользы, для их спасения и совершенствования.

В духовном смысле Елеосвящение тесно связано с Покаянием. Это не значит, что Покаяние есть само по себе недостаточное Таинство, но только больной по немощи не может исполнить все условия истинного Покаяния. При Таинстве же Елеосвящения за изнемогающего больного предстоит пред Господом целый собор Его служителей и молитвою веры от лица всей Церкви умоляет Бога даровать недужному вместе с телесным здравием отпущение прегрешений.

При этом ради молитв Церкви больному отпускаются особые грехи, разрешение которых он не мог получить в Таинстве Покаяния, а именно:

— грехи давние, забытые и неисповеданные, при условии, однако, общего покаянного настроения больного;

— грехи “недоуменные” и грехи неведения;

— грехи, бывшие причиной болезни, но болящий не знал о них;

— грехи, которые больной, по тяжкой немощи своей, не в состоянии в настоящий момент рассказать духовнику или не может теперь загладить добрыми делами.

Все эти и подобные им грехи, как пишет блаженный Симеон Солунский, благодатию Божией отпускаются болящему через таинство Елеопомазания.

В каких случаях человеку необходимо пособороваться? До сих пор достаточно распространено мнение о том, что Соборование совершается только перед смертью.

Елеосвящение совершается над православными верующими старше семи лет, страдающими телесными и душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние (уныние, скорбь, отчаяние) - ибо причиной его могут быть (и, как правило, бывают) нераскаянные грехи, может быть, даже не осознаваемые человеком. Следовательно, Таинство может совершаться не только над страдающими от тяжелых телесных недугов или умирающими. Кроме того, мало кто из живущих в наше время может считать себя абсолютно физически здоровым даже при отсутствии тяжких заболеваний. Не совершается Елеосвящение над больными, находящимися в бессознательном состоянии, а также над буйными психическими больными. Таинство может происходить как в храме, так и в других условиях. По сложившейся традиции, общее Соборование во многих храмах совершается в дни Великого Поста, прежде всего - на Крестопоклонной или на Страстной седмице вечером перед Великим Четвергом или Великой Субботой.

А как нужно готовиться к Соборованию?

Специального приготовления перед Таинством не нужно, но полезно и разумно будет соединять его с исповедью и с принятием Святых Христовых Таин, потому что по вере Церкви в Соборовании также подается прощение забытых нами грехов, и естественно, человек, который поисповедовался, искренне очистил свою душу покаянием, тот с большей для себя пользой и пособоруется. Как частный случай можно сказать и о том, что помимо совершенно особенных ситуаций, женщины в период регулярной немощи не приступают к Соборованию, как и к любому другому Таинству. К Елеосвящению, если нет особо тяжкой болезни или тяжких обстоятельств, следует приступать не чаще одного раза в год.

Что с собой брать?

Можно взять с собой текст чинопоследования и следить, чтобы глубже проникнуться смыслом Таинства. Некоторые люди приносят сосуды с растительным маслом (елеем). Желательно с оливковым, потому что голубь во время всемирного потопа принес Ною именно оливковую ветвь, и елей символизирует собой примирение с Богом. Но так как оливковое масло у нас не дешевое, то можно использовать любое другое, например, подсолнечное. В освященный елей священник вливает вино. В память о том, что милосердный самарянин возлил израненному елей и вино (Лк. 10:34). Чтобы не осталось жирных пятен на одежде, могут пригодиться бумажные салфетки или же можно втирать масло в кожу. Свечку, которую во время Таинства держат в руке, можно приобрести в храме. Поэтому нужно не только не опаздывать, но придти пораньше. Также необходимо предварительно записаться, так как во время молитвы поминаются поименно все, кто соборуется.

Во что одеваться?

Одеваться нужно в удобную одежду. Помазываются елеем лоб, ноздри, щеки, уста, верхняя часть груди и ладони с обоих сторон. Конечно, неразумно будет надеть свитер с высоким воротником. Помазывается верхняя часть груди, поэтому женщинам не нужно приходить с глубоким декольте. Кроме того платок следует завязать таким образом, чтобы он тоже не мешал помазыванию.

Надо ли поститься перед Соборованием?

Специального поста перед Соборованием нет. Но поскольку Соборование в храмах обычно совершается в Рождественский пост или Великий пост, то его соблюдение – это обязанность любого православного христианина.

Надо ли исповедоваться перед Соборованием?

Если есть возможность, то перед Соборованием желательно исповедоваться.

Что делать после Соборования?

После Соборования необходимо причаститься Святых Христовых Таин.

Как правильно пользоваться елеем, взятым в храме после Соборования, и что нужно делать с зернами пшеницы?

Елей можно или добавлять в приготовляемую пищу, или, в случае тех или иных недугов, помолившись, самостоятельно наносить его на себя крестообразно. Зерна пшеницы, которые все же на Соборовании употребляются для того, чтобы втыкать в них свечи, стоящие на центральном столике, можно использовать абсолютно по собственному желанию. Хотите – прорастите, хотите – пирожок из них испеките, если их достаточно, — тут нет никаких указаний церковного устава.

Можно ли соборовать младенцев?

Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «пусть призовет пресвитеров… и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14, 15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов.

Можно ли соборовать больного, когда он без сознания?

Участие во всех Таинствах должно быть сознательным и добровольным. При безсознательном состоянии больного Таинство будет состоять только из одного обряда при отсутствии участия и психической способности лица к восприятию благодати. Благодать усвояется лишь при условии ее восприятия душой человека. Воспринять благодать эту не может тот, у кого при священнодействии над ним разумение прекратилось, волевое хотение отсутствует, сознание и самосознание замерло.

Что делать, если больного нельзя доставить на Соборование в храм?

Нужно пригласить священника на дом.

 

Статья подготовлена с использованием следующих источников:

"Литургика: Таинства и обряды" (Гермоген Шиманский)
"Таинство Соборования в вопросах и ответах" (свящ. Максим Козлов)
 

Православный календарь
Объявления