Страшный Суд уже начался. И Евангелием, которое мы слышим за литургией в Церкви, Христос пророчески представляет всю историю человечества как Суд Божий.
Все катастрофы, страх и уныние народов, их гибель, войны, революции, разделения, болезни, страдания, смерть ― Суд Божий, «оброки греха», как говорит апостол Павел (Рим. 6, 23). Но смертью Христа на Кресте завеса церковная разодралась от верхнего края до нижнего, и мы можем войти в новый и вечный Завет с Богом.
После Великого поста, в Пасхальную ночь, мы услышим Евангелие от Иоанна о свете, который светит во тьме и тьма не может его объять. О том, что Бог пришел к своим и свои Его не приняли. Суд ― в том, что свет пришел в мир, и люди не принимают его! Не свет судит, он не пришел судить мир ― но люди судят свет и осуждают его и распинают его. В этом теперь смысл истории. Она есть постоянно начало конца ― суда Бога человеком.
Страшный Суд ― это Пасха, Пришествие Христа во славе и всеобщее воскресение мертвых. И мы видим, что на престоле Страшного Суда восседает в Крестной славе Христос ― Агнец, закланный прежде создания мира. Отныне мы уже в царстве любви, и судимы любовью. Все человеческие катастрофы ― прежде всего катастрофы, в которых принимает участие Бог. Прежде всего Бог изгоняем и заушаем, Бог страдает и умирает, ― потому что Бог Нового Завета, Бог Креста, Бог Евхаристии, Бог ― Агнец, закланный прежде создания мира, ― этот Бог проходит через страдания прежде нас за нас. Так настоящая мать, говорит преподобный Силуан Афонский, страдает о своем сыне ― прежде него, больше него, за него.
Страшный Суд ― это Пасха, Пришествие Христа во славе и всеобщее воскресение мертвых. И мы видим, что на престоле Страшного Суда восседает в Крестной славе Христос ― Агнец, закланный прежде создания мира. Отныне мы уже в царстве любви, и судимы любовью. Все человеческие катастрофы ― прежде всего катастрофы, в которых принимает участие Бог. Прежде всего Бог изгоняем и заушаем, Бог страдает и умирает, ― потому что Бог Нового Завета, Бог Креста, Бог Евхаристии, Бог ― Агнец, закланный прежде создания мира, ― этот Бог проходит через страдания прежде нас за нас. Так настоящая мать, говорит преподобный Силуан Афонский, страдает о своем сыне ― прежде него, больше него, за него.