БОГОСЛУЖЕНИЕ НА РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО

Святая Церковь приготовляет верующих к достойному празднованию Рождества Христова сорокадневным постом, который начинается 28-го ноября по н. ст., в день памяти ап. Филиппа (отсюда "Филиппов" пост). Канун (навечерие) Рождества Христова православные христиане проводят в строгом посте. По уставу в этот день полагается вкушать сочиво (обваренную пшеницу с медом). Поэтому этот день называется "Сочельником."

В навечерие Рождества Христова совершаются "царские часы." Это богослужение отличается от обыкновенных "часов" тем, что на них читаются особые, соответствующие празднику "паремии" (Избранные чтения из Библии, преимущественно из Ветхого Завета). Кроме того читается Апостол и Евангелие.

Потом совершается Литургия Св. Василия Великого с Вечернею. На этой вечерне поются стихиры на "Господи воззвах", в которых, с одной стороны, изображается внутреннее значение воплощения Сына Божия, благодаря чему разрушилась распря между Богом и людьми; огненный меч ангела, пресекавший вход в рай, обратился назад, и мы снова получили доступ в рай. С другой стороны, изображается внешняя картина Рождества Христова: славословие ангелов, смятение Ирода и объединение всех людей под властью римского императора Августа.

Паремия, или Паримия (ст.-слав.  - притча) - элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви - это отрывки из книг Священного Писания, которые читаются за богослужебными чинопоследованиями Вечерни, Всенощного бдения и молебнов. Паремии содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается. Основным первоисточником паремий является Ветхий Завет. Чаще всего паремии читают за праздничной вечерней, после вечернего входа. Однако, в седмичные дни Великого Поста паремии читаются также и за 6-м часом. Помимо этого, паремии читаются в Великий четверг за 1-м часом, на утрене Великой Субботы и на всех часах навечерий, то есть дней накануне Рождества Христова и Богоявления.

В шести паремиях праздника содержатся следующие мысли: в 1-й паремии (Быт. 1 гл. 1-13) говорится о сотворении Богом человека; во 2-й паремии (Числ. 24 гл. 2-9; 17-18). о пророческом значении звезды от Иакова и рождении Мессии, Которому покорятся все люди. В 3-й паремии (Михея 4 гл. 6-7; 2-4 и 5 гл. 2-4). о рождении Христа в Вифлееме; в 4-й - (Исаии 11 гл. 1-10). о прозябшем Жезле из корня Иессея, (т.е. о Мессии). и о том, что на Нем пребудет Дух Божий; в 5-й паремии (пр. Варуха 3:36-38; 4:1-4) - о явлении на землю Бога и о жизни Его среди людей; в 6-й паремии (Дан. 2:31-36, 44-45). о восстановлении Богом Небесного Царства. По окончании Литургии священники пред иконою праздника, поставленной среди Церкви, славят Христа пением тропаря и кондака праздника.

Вечером, накануне Рождества Христова, совершается торжественная Всенощная, которая начинается Великим повечерием с торжественным пением стихов: "С нами Бог" (содержащих пророчество о рождении Мессии, см. Исаия 7:14, 8:8-15 и 9:6-7). В стихирах на литии высказываются мысли о торжестве неба и земли, ангелов и людей, радующихся сошествию Бога на землю и о последовавшей затем духовно-нравственной перемене в людях. В "Стихирах на стиховне" (песни в конце вечерни высказывается мысль о том, что совершилось преславное чудо: "Слово рождается нетленно от Девы и не отлучается от Отца." После "Ныне отпущаеши" поется следующий тропарь

Тропарь

Рождество Твое, Христе Боже нашъ, возсия мирови светъ разума: въ Немъ бо звездамъ служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе видети съ высоты Востока: Господи, слава Тебе.

Рождество Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом разумения: потому что люди, служившие звездам, через звезду научились поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познавать Тебя Востоком с высоты. Господи, слава Тебе

Перед чтением шестопсалмия в начале Утрени церковный хор как бы сливается с хором небесным и поет: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение."

В "Каноне" (часть богослужения после Евангелия). высказывается мысль, что родившийся от Девы есть не простой человек, а Бог, явившийся во плоти на землю для спасения людей, как о нем было предсказано в Ветхом Завете. Иисус Христос в каноне называется Благодетелем, примирившим нас с Богом; Отцом, освободившим нас от власти диавола и спасшим нас от греха, проклятия и смерти (смотри ниже Канон Утрени). После шестой песни Канона и малой ектеньи поется следующий

Кондак

Дева днесь Пресущественнаго раждаетъ, и земля вертепъ Неприступному приноситъ: Ангели с пастырьми славословятъ, волсви же со звездою путешествуютъ, насъ бо ради родися Отроча Младо, Предвечный Богъ

Сегодня Дева рождает Того, Кто выше всего Существующего, и земля приносит пещеру Неприступному; Ангелы славословят с пастухами, волхвы же путешествуют за звездою, потому что ради нас родился Младенец, Предвечный Бог.

На самый праздник Рождества, в начале Литургии, вместо псалмов "Благослови" и "Хвали," поются особые атнифоны. В прокимне перед Апостолом высказывается мысль о поклонении Иисусу Христу всей твари, - "Вся земля да поклонится Тебе, и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний." В Апостольскомчтении проводится мысль, что через воплощение Иисуса Христа мы сделались детьми Отца Небесного. "Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! Посему ты уже не раб, но сын, а если сын, то и наследник Божий, чрез Иисуса Христа" (Гал. 4:4-7).

В Евангельском чтение повествуется о поклонении волхвов родившемуся Господу (Мт. 2:1-12).

Православный календарь
Объявления