19 ЯНВАРЯ - КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Крещение, по-гречески «баптисма», означает – «погружение в воду». Сам по себе обычай водных погружений очень древний – гораздо древнее христианского крещения.

Крещение Господа Иисуса Христа, повествование о котором весьма кратко изложено у всех четырех евангелистов (Мф. III, 13-17; Мк. I, 9-11; Лк. III, 21-23; Ин. I, 33-34), является важнейшим событием евангельской истории, знаменуя собой начало публичной деятельности Христа. Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне предстало тем событием, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами.

Как повествуется в Евангелии, до явления Иисуса Христа людям, в иудейской пустыни крестил народ и проповедовал скорое пришествие Мессии Предтеча Господень Иоанн, предвозвещенный пророком Исаией в образе «гласа вопиющего в пустыни»: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Мф. III, 3). Крещение, совершавшееся Иоанном Предтечей над народом, являлось крещением покаяния и исповедания своих грехов, согласно его вдохновенному призыву: «покайтеся, приближибося царствие небесное» (Мф. III, 2).

Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом и вся страна иудейская ждала Его пришествия, благодаря чему многие евреи приняли Иоанна за Спасителя мира как человека чистой жизни, жившего в пустыне, носившего одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней (Мф. III, 4). Однако Иоанн сам им свидетельствовал о том, что он не Христос и крещает только водою, но что после него придет Муж, Которому он не достоин понести сапог. Он и есть Спаситель мира, Который крестит людей «Духом Святым и огнем» (Мф. III, 11).

В самый день Крещения, как говорится в евангельском рассказе, «приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от Него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Ты есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. III, 17). Таким образом, Господь ясно указал Иоанну Крестителю и народу, о том, что перед ними Спаситель мира Христос, по свидетельству самого Предтечи: «но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин.I, 33-34).

Сразу после события Крещения Господня, ставшего и первым явлением Христа народу, последовало присоединение ко Христу нескольких Его учеников, апостолов Андрея и Симона (Петра), Филиппа и Нафанаила (Ин. I, 35-51). Также в евангелиях от Матфея и Луки (Мф. IV, 1-11; IV, 1-15) повествуется о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и Его преодолении дьявольских искушений, что явилось духовным укреплением Христа перед началом Его проповеди.

Крещение Господа Иисуса Христа, повествование о котором весьма кратко изложено у всех четырех евангелистов (Мф. III, 13-17; Мк. I, 9-11; Лк. III, 21-23; Ин. I, 33-34), является важнейшим событием евангельской истории, знаменуя собой начало публичной деятельности Христа. Если Рождество Христово положило начало новой эре человечества, то Крещение Господне предстало тем событием, которое окончательно провело границу между Ветхим и Новым Заветами.

Как повествуется в Евангелии, до явления Иисуса Христа людям, в иудейской пустыни крестил народ и проповедовал скорое пришествие Мессии Предтеча Господень Иоанн, предвозвещенный пророком Исаией в образе «гласа вопиющего в пустыни»: «уготовайте путь Господень, правы творите стези Его» (Мф. III, 3). Крещение, совершавшееся Иоанном Предтечей над народом, являлось крещением покаяния и исповедания своих грехов, согласно его вдохновенному призыву: «покайтеся, приближибося царствие небесное» (Мф. III, 2).

Приход Мессии был обещан Ветхим Заветом и вся страна иудейская ждала Его пришествия, благодаря чему многие евреи приняли Иоанна за Спасителя мира как человека чистой жизни, жившего в пустыне, носившего одежду из верблюжьей шерсти и питавшегося тем, что найдёт среди камней (Мф. III, 4). Однако Иоанн сам им свидетельствовал о том, что он не Христос и крещает только водою, но что после него придет Муж, Которому он не достоин понести сапог. Он и есть Спаситель мира, Который крестит людей «Духом Святым и огнем» (Мф. III, 11).

В самый день Крещения, как говорится в евангельском рассказе, «приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от Него. Иоанн же возбраняше Ему, глаголя: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне; Отвещав же Иисус рече к нему: остави ныне: тако бо подобает нам исполнити всяку правду. Тогда остави Его. И крестився Иисус взыде абие от воды: и се отверзошася Ему небеса, и виде Духа Божия сходяща яко голубя и грядуща на Него. И се глас с небесе глаголя: Ты есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. III, 17). Таким образом, Господь ясно указал Иоанну Крестителю и народу, о том, что перед ними Спаситель мира Христос, по свидетельству самого Предтечи: «но пославый мя крестити водою, той мне рече: над Негоже узриши Духа сходяща и пребывающа на Нем, той есть крестяй Духом Святым. И аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин.I, 33-34).

Сразу после события Крещения Господня, ставшего и первым явлением Христа народу, последовало присоединение ко Христу нескольких Его учеников, апостолов Андрея и Симона (Петра), Филиппа и Нафанаила (Ин. I, 35-51). Также в евангелиях от Матфея и Луки (Мф. IV, 1-11; IV, 1-15) повествуется о сорокадневном посте Спасителя в пустыне и Его преодолении дьявольских искушений, что явилось духовным укреплением Христа перед началом Его проповеди.

Установление праздника

Начало празднования Крещения Господня, как и Рождества Христова относится еще к временам апостолов, о чем свидетельствует упоминание об этом празднике в Постановлениях и Правилах апостольских. В первые три века совершения празднества в Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской - праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения (6 января) под общим именем Богоявления. Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых восточных Церквах продолжалось до конца IV века, в других - до V или даже до VI века. Памятью о древнем соединении праздников Рождества Христова и Богоявления в настоящее время служит совершенное сходство в богослужебных особенностях этих праздников. Например, тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием о строгом посте до первой звезды; также чин богослужения в навечерия обоих торжеств и в самые праздники совершенно одинаков.

Важным побуждением при установлении этого праздника явилось желание пастырей раннехристианской Церкви, по словам свт. Иннокентия Херсонского, «оградить верующих от заблуждения некоторых еретиков, отвергавших троичность Божества»

Событие Крещения Господня, по их мысли, представляло собой неоспоримое свидетельство троичности Божества. Свое название Богоявления праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло «явление всех трех лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Св.Дух в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца».

В древности праздник Крещения являлся также и торжественным днем крещения новообращенных, отчего и назывался иногда праздником светов, святыми светами. Эти наименования указывают на действие крещения, которое состоит в просвещении и очищении греховного естества человеческого. В связи с обычаем крещения в этот день оглашенных отличительной особенностью праздника стало освящение вод. Позже, с исчезновением института оглашенных, это обыкновение осталось неприкосновенным в воспоминание события самого праздника: «Паки та же вода, - как пишется в Новой Скрижали, - в день Богоявления Господня, кроме крещающихся, освящаема была и для воспоминания крещения Христова».

 

Православный календарь
Объявления