18 МАРТА - ПАМЯТЬ СВ. ВМЧ. ФЕДОРА ТИРОНА. ОСВЯЩЕНИЕ КОЛИВА

18 марта в нашем храме было совершено освящение колива. Каждый год первая седмица Великого поста завершается воспоминанием подвига святого Феодора Тирона и освящением колива. Церковное поминовение святого Федора Тирона в первую субботу первой седмицы Великого поста, а коливо освящают накануне, после Литургии Преждеосвященных Даров, в пятницу.

"В городе Амасии, в Понтийской области, время гонения императора Максимиана (286-305 гг.) воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Оказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое временя мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу около 305 года.

Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361-363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы, и употребляли в пищу коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья."

Коливо (сочиво, кутя, кутья) – это которым принято поминать усопших и которое употребляют в сочельник Рождественский или Крещенский. Готовят его из распаренных или разваренных зёрен пшеницы, риса или других круп с мёдом, орехами, сухофруктами и маком. Но в первую субботу первой седмицы Великого поста коливом не поминают усопших, а вспоминают чудо, которое совершил святой Феодор Тирон в IV веке при императоре Юлиане Отступнике. Более полутора тысяч лет отделяют нас от тех событий, но Церковь неизменно напоминает нам о них. Какие уроки мы должны извлечь из этих далёких событий сейчас, в наш XXI век? 

Наверное, надо начать с истории. Императора Юлиана помнят исключительно с наименованием «Отступник». Он взошёл на престол как христианский император, но довольно быстро сам отрёкся от Христа и вернулся в язычество, а заодно решил покончить с христианством в своей империи. По его приказу кровью идоложертвенных животных окропили все съестные припасы на Константинопольском рынке. Вероятно он считал, что совершил магический обряд, который даст ему власть над христианами. Собственно резон в его поступке был. Совсем недавно прекратились гонения на христиан, и Таинство крещения приняли очень и очень многие. И если в наше время языческие проявления среди христиан ещё встречаются (пусть неосознанно, пусть на уровне «фольклорных традиций»), что уж говорить о 361 годе? Император ошибался, что сила языческих богов поможет ему одолеть христиан, но в том, что будут волнения среди христиан, соблазн, в который впадут, без сомнения многие – в этом он не ошибался.

О том, что идоложертвенное не может повредить христианину писал ещё святой апостол Павел в Первом послании к Коринфянам в 8–й и 10–й главах. Апостол Павел говорит, что никакая пища, которую ест верующий, не может его осквернить. Если христиане приходят в гости к язычникам, и их угощают, а среди угощений есть идоложертвенное мясо, то употребление его не будет участием в каком-то языческом культе, если христианина не предупредили о происхождении мяса. Но если известно, что мясо идоложертвенное – это тоже не будет участием в культе. Можно было бы его кушать, но ради христиан, которые это могут увидеть или узнать об этом, и которых смутит такое поведение – лучше не есть этого мяса. Апостол Павел говорит, что лучше не только идоложертвенного мяса не есть, а вообще не есть никакого мяса – чтобы даже повода никому не подавать думать, будто мы ели мясо идольских жертв. Ради своих же братьев-христиан новоначальных и слабых в вере. В истории с Юлианом Отступником речь идёт о подобном, о пище окропленной кровью идоложертвенных животных. 

«О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает. Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. Но кто любит Бога, тому дано знание от Него. Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего». (1 Кор. 8) 
С этим жили христиане первых веков, а у нас, в современном Православии разве мало предрассудков, которые ведут к различным соблазнам среди верующих?

Есть и ещё один урок, которому надо поучиться у святого Феодора Тирона. Константинопольский патриарх, которому во сне явился святой и повелел не покупать ничего в этот день на рынке, был арианином, как и его паства, к которой он обратился с предупреждением. Оказывается, для Христа важно, чтобы не осквернились и еретики. 

Ересь – очень большой грех, который, безусловно, отделяет от Церкви. Константинопольский патриарх, которому явился мученик, был вне церкви как еретик, и, строго говоря, не был христианином. Тем не менее, есть большая разница между еретиком и язычником. Если из ереси вернуться можно, и многие тогдашние ариане вернулись в Церковь, или, по крайней мере, дети их вернулись в Церковь, то из язычества дистанция гораздо больше, и вернуться, гораздо труднее. 

Если человек настолько сильно пал, что отпал от Церкви, – это вовсе не значит, что совершенно безразлично, что с ним происходит, и что теперь ему можно впадать в другие грехи. Нет, надо стараться самим не впадать в грехи, и стараться всем помогать не впадать в грехи, насколько это от нас зависит, независимо от того, насколько эти люди принадлежат или не принадлежат к Церкви. 
Всему этому нас учит сегодняшний день.

 

Православный календарь
Объявления