22 МАРТА – ПАМЯТЬ 40 МУЧЕНИКОВ СЕВАСТИЙСКИХ

Исповедание веры есть бесстрашное открытие, всенародное, несмотря ни на какие угрозы, возможность казни, ни на какие лишения, страдания, уничижения — признание себя учеником и рабом Христовым и безусловная верность Христу.

Исповедание Христа в роде грешном и маловерном требует большого мужества и убежденности. Они терпели невыразимые муки, издевательства. И надо было сделать так мало: отказаться от своего исповедания, перестать отвечать: 

В 313 году Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками. Но его соправитель Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там. Ликиний готовился к войне против Константина и, боясь измены, решил очистить от христиан свое войско.

Святые сорок мучеников -Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик (Евник), Уалент (Валент), Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Ангий, Аетий, Флавий, Акакий, Екдикий или Екдикт, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий - пострадали в Армении, в г. Севастии во время гонения на христиан от императора Лициния в IV веке. Они служили в царском войске и отличались единодушием и храбростью в битвах. Начальник их, язычник Агриколай, потребовал, чтобы они отреклись от Христа, но они отвечали отказом. Их заключили в темницу в надежде, что они одумаются. В Севастию прибыл князь Лисий, и тогда приведены были к нему святые исповедники. После мучений Лисий приказал обнажить их и поставить на целую ночь в озеро. Это было в марте, ночь стояла холодная, так что озеро подернулось льдом, и дул страшный ветер. Святые оцепенели от холода, но терпели мучение. На берегу озера, к соблазну мучеников, поставлена была теплая баня. В полночь мороз стал сильнее, и один из них не вытерпел, вышел из озера и побежал к бане, но у порога бани пал мертвым. В третьем часу ночи небесный свет озарил мучеников, согрел воду, и тридцать девять венцов спустились с неба на головы святых мучеников. Тогда один из стражей, увидев, что венцов только тридцать девять, понял, что убежавший в баню извержен из сонма своих святых товарищей, снял с себя одежды и со словами: "И я христианин!" - вбежал в озеро, принял мучение вместе с тридцатью девятью и таким образом пополнил собой число сорок. Утром вывели из озера святых и начали мучить жестоким образом - им разбивали ноги молотами. Затем тела их сожгли, а кости бросили в реку. Но Господь сохранил их кости. Святые мученики явились во сне епископу Севастийскому и повелели взять их из реки. Епископ ночью пошел к реке и, увидев в ней кости которые звездами блестели на воде, собрал их. В V веке, по откровению святой царице Пульхерии, мощи сорока святых мучеников были обретены в Константинополе в двух серебряных ковчегах и переложены в драгоценную раку.

На Руси церковный праздник — день памяти сорока мучеников Севастийских — называли Жаворонки или Сороки (с ударением на первый слог). Самая яркий обычай этого дня — печь постные булочки в виде птиц — «жаворонков».

День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близился апрель, в разгаре был Великий пост, «весна души».

Что такое «Жаворонки»

Жаворонки — это печеные птички из пресного теста. Их хозяйки на Руси готовили к празднику сорока мучеников Севастийских, который в Церкви отмечается 22 марта по новому стилю. Они символизируют летящие к Богу души мучеников. По другой версии —  песнь этих птиц символизирует молитву Севастийских мучеников Богу.

Православный календарь
Объявления