26 АПРЕЛЯ - ВЕЛИКИЙ ВТОРНИК СТРАСТНОЙ СЕДМИЦЫ

Во вторник и среду происходит много разговоров. Споры и даже ссора с фарисеями, саддукеями, книжниками; пророчество о разрушении Храма и Иерусалима; пророчество о Кресте, не услышанное учениками; помазание, когда женщина (Мария в одном варианте) отирает Его ноги своими волосами. И, наконец, предательство Иуды. Если считать, что все это происходит во вторник, то получается, что среда у евангелистов выпадает.  Мне это кажется маловероятным. Я думаю, что события надо поделить так, как это делает православное богослужение — равномерно между вторником и средой; но в своем описании евангелисты все-таки ставят все в один день, который можно назвать вторникосредой.

Спор с фарисеями

Во всех четырех Евангелиях, когда речь заходит об оппонентах из числа еврейского народа (единственный оппонент не из их числа — Пилат) — это обычно фарисеи, саддукеи, книжники, первосвященники, старейшины. Что можно сказать об этих людях?

Фарисеи. Это слово в европейских языках и в русском совершенно оторвалось от своего исторического значения и стало значить «лицемеры». Действительно Господь произносит несколько раз: «Горе вам фарисеи лицемеры», как единое словосочетание. Но Он имеет в виду не то, что лицемерие — характерное свойство фарисеев, а то, что среди них встречаются лицемеры и вот им — «горе». Само по себе фарисейство не предполагает лицемерия. Это круг благочестивой интеллигенции, который никогда не был многочисленным, но всегда был очень влиятельным. Чтобы быть фарисеем, нужно было иметь очень хорошее образование. Они ставили себе задачу жить в миру, как в Храме, и их  определяющая особенность была в том, что они стремились дома есть пищу ритуально чистую и в состоянии ритуальной чистоты, омывая руки, как если бы все они были священниками и пришли в Храм.

При слабом знакомстве с еврейской религией нам кажется, что это общее место. Что все евреи едят кошерную пищу чистыми руками и не едят трефную (не кошерную). Но тогда, до 70 года I века, большинство людей были крестьянами. И, как это свойственно крестьянскому народу( в том числе русскому в XVIII-XIX веке), они приходили в Храм, приносили жертвы, очищались, а дома жили по-другому.  В одном еврейском предании  фарисей-ученик делится своим горем: он тщательно готовил общую трапезу, чтобы пришел мудрец и провел беседу, почитал с ними Писание. Все должно было быть ритуально чистым. Ритуально чистая скатерть, ритуально чистая посуда, ритуально чистые гости и члены семьи. Организация такого рода мероприятия очень сложна, бедный человек посвятил ей полгода. И тут — приезжает тесть из деревни и привозит жареного поросенка в подарок. Какая уж тут ритуальная чистота! Пришлось все отменять, отзывать приглашения. Убыток был чудовищный, но нельзя же сказать тестю «убирайся вон со своим поросенком».

О чем говорит этот отрывок? О том, что общее сознание народа было не особенно религиозным. Так что фарисеи были самые благочестивые люди своего времени, самые думающие, самые знающие, самые преданные Богу. И задача их была самая достойная, какая может быть – то, что мы называем сейчас «воцерковлением жизни». Почему же Господь постоянно полемизирует именно с этими людьми? Откуда их ненависть к Нему? На первый вопрос я бы ответила так: с ними Христу было о чем разговаривать. У них были вопросы, они могли спрашивать и слушать, в то время как остальные ждали только исцелений и помощи. А ненависть объясняется тем, что фарисеям было что терять. Тем, кто и так не соблюдал ритуальной чистоты, не важно, что Он отменяет ритуальную чистоту, говоря: «есть неумытыми руками — не оскверняет человека» (Мф.15:20).

Разговор с саддукеями

Саддукеи — совсем другие люди. Во вторникосреду саддукеи издевательски спрашивают Христа о том, как исполняется Закон, когда женщина должна поочередно выйти замуж за шестерых братьев умершего бездетным мужа и чьей она будет женой после воскресения, если все семь братьев умрут бездетными (Мф.22:24-28). Почему такой дурацкий вопрос? Потому что они не верят в воскресение. Саддукеи сосредоточили свое внимание на Храме. Почти все саддукеи были священники (но не все священники были саддукеи, священники были и фарисеями и обычными людьми).  Их главная идея была в том, что происходящее в Храме — вот единственное, что важно. Вне Храма пусть люди делают что угодно. Пусть ходят на голове, пусть едят свинину, лишь бы приходили в Храм и там очищались, лишь бы в Храме приносились жертвы. Некоторые из них по этой причине во время иудейской войны стали коллаборационистами, чтобы сохранить Храм, но надо сказать, что в то время, когда Храм разрушали, большинство из них его не покинули. Они с семьями остались в горящем Храме. На протяжении многих и многих поколений первосвященники происходили только из нескольких саддукейских очень богатых и знатных семей. Поэтому мы видим такую странность, что есть первосвященник Каиафа, а есть его тесть — тоже первосвященник — Анна (это не женское имя, а  перевод имени Ханан, Анания). Дело в том, что римляне все время смещали первосвященников и назначали новых по принципу «разделяй и властвуй». Как только человек освоился, у него появились связи, он крепко сидит, его надо убрать. На плечи первосвященника ложилась вся тяжесть взаимодействия с Римом.

На утрени Великого вторника вспоминаются события, описанные у евангелиста Матфея (22 глава с 15 стиха и 23 глава). Но содержание службы вторника заимствовано из притчи о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом.

Притча о десяти девах — тема первых трех дней Страстной седмицы. Именно к ней отсылают тропарь Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды «Се, Жених грядет в полунощи» и ексапостиларий «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный».

В притче описывается принятый во времена земной жизни Господа Иисуса Христа ритуал, связанный с бракосочетанием. Подруги невесты ожидали ночью прихода жениха. Жених входил, за закрытыми дверями подписывался брачный договор и начинался брачный пир. Те, кто опаздывали встретить жениха, на пир не допускались.

Десять подруг невесты ждут жениха, пятеро засыпают, и у них заканчивается масло в светильниках. В это время должен прийти жених. Они просят других поделиться. Те отказываются, чтобы не остаться самим без масла. Девушки с погасшими светильниками убегают, чтобы купить масло, но тем временем двери брачного чертога закрываются, и «неразумные девы» уже не могут туда попасть.

Вторая притча (о талантах) повествует о правителе, который, уезжая, раздает своим слугам таланты (мера веса) серебра. Слуги пускают серебро в ход и вернувшемуся хозяину возвращают его имущество с прибылью. Но один слуга, которому достался лишь один талант серебра, закапывает его в землю и правителю возвращает только его, объясняя это тем, что понимал, что хозяин у него все равно все отнимет. Правитель щедро одарит первых слуг, а последнего жестоко наказывает за нерадение.

Обе притчи имеют эсхатологический характер, то есть касаются темы Второго Пришествия Христова и конца Истории.

Церковь Христова — ожидающая Его прихода Невеста. Брачный пир, описанный в притче, — пришедшее в силе Царствие Небесное, ожидание которого и должно сопровождать всю жизнь христианина. Таким образом, мудрые девы — это те, кто каждую секунду готов встретить Спасителя, а девы неразумные — те, кто к Его приходу не готовы, почему и оказываются вне чертога брачного.

Та же тема прослеживается в притче о талантах. Уехавший господин — это Сам Господь Иисус Христос, а таланты — дарования, данные Им людям. Тот, кто не развивает даров, данных Господом, будет Им наказан.

Песнопения

В песнопениях этого дня Святая Церковь настойчиво внушает нам обязательность духовного бодрствования и религиозно-нравственного совершенствования, взывая: «Жениха, братие, возлюбим, свещы своя украсим, в добродетелех сеяющи и вере правой: да яко мудрыя Господни девы готови внидем с Ним на браки»; «приидите, вернии, делаим усердно Владыце: подавает бо рабом богатство, и по равенству кийждо да многоусугубим благодати талант: ов убо мудрость да приносит делы благими, ов же службу светлости да совершает; да преобщается же словом верный тайны ненаученному, и расточает богатство убогим другий: сице бо заимованное многоусугубим, и яко строителие вернии благодати, Владычния радости сподобимся».

Источник: www.pravmir.ru

Православный календарь
Объявления