26 ИЮЛЯ - СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА

Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил – слу­жи­тель Бо­же­ствен­но­го Все­мо­гу­ще­ства. Он воз­ве­щал вет­хо­за­вет­но­му че­ло­ве­че­ству о бу­ду­щем во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия: вдох­нов­лял про­ро­ка Мо­и­сея при на­пи­са­нии кни­ги Бы­тия; про­ро­ку Да­ни­и­лу воз­ве­щал о гря­ду­щих судь­бах ев­рей­ско­го на­ро­да (Дан.8:16, 9:21-24); яв­лял­ся пра­вед­ной Анне с ве­стью о рож­де­нии от нее Пре­бла­го­сло­вен­ной Де­вы Ма­рии. Свя­той Ар­хи­стра­тиг Гав­ри­ил неот­ступ­но пре­бы­вал со свя­той От­ро­ко­ви­цей Ма­ри­ей в Иеру­са­лим­ском хра­ме и впо­след­ствии охра­нял Ее во все вре­мя зем­ной жиз­ни. Он явил­ся свя­щен­ни­ку За­ха­рии, пред­ска­зав рож­де­ние Пред­те­чи Гос­под­ня – Иоан­на Кре­сти­те­ля. Гос­подь по­сы­лал его к свя­то­му Иоси­фу Об­руч­ни­ку: он явил­ся ему во сне, чтобы от­крыть ему тай­ну во­пло­ще­ния Сы­на Бо­жия от Пре­свя­той Де­вы Ма­рии, пре­ду­пре­дил о за­мыс­лах Иро­да и по­ве­лел бе­жать в Еги­пет с Мла­ден­цем и Бо­го­ро­ди­цей. Ко­гда Гос­подь пе­ред Сво­и­ми стра­да­ни­я­ми мо­лил­ся в Геф­си­ман­ском са­ду до кро­ва­во­го по­та, на укреп­ле­ние Его, по Цер­ков­но­му Пре­да­нию, был по­слан с Небес Ар­хан­гел Гав­ри­ил, имя ко­то­ро­го озна­ча­ет «Кре­пость Бо­жия» (Лк.22:43). Же­ны-ми­ро­но­си­цы услы­ша­ли от Ар­хи­стра­ти­га ра­дост­ную весть о Вос­кре­се­нии Хри­сто­вом.

Вспо­ми­ная в этот день мно­го­крат­ные яв­ле­ния свя­то­го Ар­хи­стра­ти­га Гав­ри­и­ла и его рев­ност­ное ис­пол­не­ние Бо­же­ствен­ной во­ли, ис­по­ве­дуя его хо­да­тай­ство пред Гос­по­дом о хри­сти­а­нах, Пра­во­слав­ная Цер­ковь при­зы­ва­ет сво­их чад с ве­рой и усер­ди­ем при­бе­гать в мо­лит­вах к ве­ли­ко­му Ан­ге­лу.

СОБОР АРХАНГЕЛА ГАВРИИЛА

На дру­гой день по­сле Бла­го­ве­ще­ния Пре­чи­стой Де­вы Бо­го­ро­ди­цы Цер­ковь из­дав­на по­ста­но­ви­ла иеру­са­лим­ским уста­вом и уста­вом ве­ли­кой оби­те­ли свя­то­го Сав­вы празд­но­вать Со­бор свя­то­го Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла[1] осо­бым днем и пес­но­пе­ни­ем, по­чи­тая се­го ра­дост­но­го бла­го­вест­ни­ка. И по­ис­ти­не, осо­бо­го че­ство­ва­ния до­сто­ин тот, кто по­слу­жил та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния, при­нес Пре­не­по­роч­ной Де­ве весть о во­пло­ще­нии Бо­га-Сло­ва в пре­чи­стой утро­бе Ее. Ес­ли за­слу­жен­ный по­сол и зем­но­го ца­ря, при­нес­ший в ка­кой-ни­будь го­род цар­ское ми­ло­сти­вое сло­во, при­нят бы­ва­ет все­ми граж­да­на­ми то­го го­ро­да с осо­бен­ною че­стью, то тем бо­лее долж­но по­чи­тать осо­бым празд­но­ва­ни­ем пре­чест­ней­ше­го посла Небес­но­го Ца­ря, ве­ли­чай­ше­го кня­зя Ан­гель­ско­го, при­шед­ше­го ко все­му ро­ду че­ло­ве­че­ско­му с пре­мно­го­мило­сти­вей­шим сло­вом, воз­ве­ща­ю­щим веч­ное на­ше спа­се­ние. И как ве­лик сей по­слан­ник, ко­то­рый сам преж­де от­крыл до­сто­ин­ство свое свя­то­му За­ха­рии: «Я Гав­ри­ил, пред­сто­я­щий пе­ред Бо­гом» (Лк.1:19), т.е. сто­я­щий бли­же дру­гих Ан­ге­лов к пре­сто­лу Бо­жию. Как в зем­ном цар­стве при­бли­жен­ней­ший к ца­рю са­нов­ник, бо­лее осве­дом­лен­ный о тай­нах цар­ских, несрав­нен­но вы­ше дру­гих са­нов­ни­ков, бо­лее уда­лен­ных от ца­ря, – по­доб­но се­му и в Цар­стве Небес­ном свя­тые Ан­ге­лы, бли­же пред­сто­я­щие пред Бо­гом, яс­нее со­зер­ца­ю­щие тай­ны Бо­жии, си­я­ют боль­шею че­стью и сла­вою, чем дру­гие Ан­ге­лы низ­ших чи­нов.

Свя­щен­ное Пи­са­ние по­вест­ву­ет, что пред непри­ступ­ною сла­вою Бо­жи­ею все­гда пред­сто­ят семь Ан­ге­лов вы­со­чай­ше­го чи­на, на­чаль­ству­ю­щих кня­зей Ан­гель­ских. В кни­ге То­ви­та пи­шет­ся, что спут­ник юно­го То­вии воз­ве­стил о се­бе, что он один из се­ми свя­тых Ан­ге­лов, пред­сто­я­щих пред Бо­гом. И свя­той Иоанн Бо­го­слов в кни­ге От­кро­ве­ния сво­е­го вос­по­ми­на­ет о сих се­ми на­чаль­ству­ю­щих ан­ге­лах, го­во­ря: «Бла­го­дать вам и мир от То­го, Ко­то­рый есть и был и идет, и от се­ми ду­хов, на­хо­дя­щих­ся пред пре­сто­лом Его» (Откр.1:4). В чис­ле сих се­ми счи­та­ет­ся и Гав­ри­ил, вто­рым по чис­лу, а по­сле Ми­ха­и­ла пер­вым. Все они по име­нам ис­чис­ля­ют­ся так: Ми­ха­ил, Гав­ри­ил, Ра­фа­ил, Ури­ил, Се­ла­фи­ил, Иегу­ди­ил, Вара­хи­ил.

Ес­ли же кто спро­сит: по­че­му Бог не по­слал к Пре­чи­стой Де­ве пер­вей­ше­го по чи­ну из сво­их Ан­ге­лов – Ми­ха­и­ла, но вто­ро­го за ним Гав­ри­и­ла, – то­му да бу­дет из­вест­но, что сии семь выс­ших Ан­ге­лов все рав­ны по сво­е­му до­сто­ин­ству, и Ми­ха­ил есть пер­вый меж­ду ни­ми толь­ко по чис­лу. Каж­дый из них име­ет свое осо­бен­ное слу­же­ние. Ми­ха­ил – по­бе­ди­тель су­по­ста­тов; Гав­ри­ил – вест­ник Тайн Бо­жьих; Ра­фа­ил – врач неду­гов че­ло­ве­че­ских; Ури­ил, бу­дучи си­я­ни­ем ог­ня Бо­же­ствен­но­го, есть про­све­ти­тель по­тем­нен­ных; Се­ла­фи­ил – мо­лит­вен­ник, все­гда мо­ля­щий­ся Бо­гу о лю­дях и лю­дей воз­буж­да­ю­щий к мо­лит­ве; Иегу­ди­ил – про­слав­ля­ет Бо­га: его слу­же­ние в том, чтобы укреп­лять лю­дей, тру­дя­щих­ся в чем-ли­бо ра­ди сла­вы Бо­жи­ей и хо­да­тай­ство­вать о воз­да­я­нии за их по­дви­ги; Вара­хи­ил – раз­да­я­тель бла­го­сло­ве­ний Бо­жьих и хо­да­тай, ис­пра­ши­ва­ю­щий нам Бо­жии бла­го­де­я­ния.

Итак, Ми­ха­ил не был по­слан с бла­го­ве­сти­ем к Пре­свя­той Де­ве по­то­му, что его слу­же­ние дру­го­го ро­да: дер­жать все­гда об­на­жен­ный меч, опол­чать­ся про­тив вра­гов и про­го­нять их. По­слан же Гав­ри­ил, по­то­му что то свой­ствен­но его слу­же­нию – из­ве­щать та­ин­ства Бо­жии. Он воз­ве­щал свя­то­му про­ро­ку Да­ни­и­лу об осво­бож­де­нии лю­дей Бо­жи­их из пле­на Ва­ви­лон­ско­го и о вре­ме­ни при­ше­ствия Мес­сии; он же воз­ве­стил свя­то­му За­ха­рии о рож­де­нии Иоан­на Пред­те­чи от ма­те­ри неплод­ной. Он и свя­то­го про­ро­ка Мо­и­сея на­став­лял в пу­стыне при на­пи­са­нии Кни­ги Бы­тия, пе­ре­да­вая ему от­кро­ве­ния Бо­жии о пер­вых ро­дах и ле­тах, на­чи­ная от со­зда­ния ми­ра. Бла­го­че­сти­вое пре­да­ние сви­де­тель­ству­ет, что он бла­го­ве­стил свя­тым пра­вед­ным Иоаки­му и Анне о за­ча­тии Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цы и был Пре­не­по­роч­ной От­ро­ко­ви­це Ан­ге­лом Хра­ни­те­лем от са­мо­го за­ча­тия и рож­де­ния Ее и пи­щу Ей при­но­сил во свя­тое свя­тых; он же по­се­му бла­го­ве­стил Ей и о за­ча­тии Сы­на Бо­жия. Кро­ме се­го, Гав­ри­ил был по­слан с бла­го­ве­сти­ем и по­то­му, что в са­мом его име­ни за­клю­чен пред­мет бла­го­вест­во­ва­ния. Имя Гав­ри­ил зна­чит «кре­пость Бо­жия», так­же «муж – Бог». Итак, са­мым име­нем сво­им бла­го­вест­ник озна­ча­ет, что Бог креп­кий, Вла­ды­ка во утро­бе Де­вы со­де­лы­ва­ет­ся со­вер­шен­ным че­ло­ве­ком (му­жем), т.е. яв­ля­ет­ся со­вер­шен­ным Бо­гом и со­вер­шен­ным че­ло­ве­ком, – со­вер­шен­ным не по воз­рас­ту те­лес­но­му, а по кре­по­сти и ра­зу­му. Дру­гие мла­ден­цы, за­ча­тые в утро­бах ма­те­рей, ни­че­го не ра­зу­ме­ют, и нет в них ни­ка­кой кре­по­сти, – на­про­тив, Мла­де­нец, за­ча­тый в де­ви­че­ской утро­бе Пре­бла­го­сло­вен­ной Ма­рии, с са­мо­го мгно­ве­ния за­ча­тия Сво­е­го об­ла­дал ра­зу­мом неис­по­вед­ным и кре­по­стью непо­бе­ди­мою, и по­то­му и в ма­лом те­ле был му­жем со­вер­шен­ным. Сие про­ви­дя, про­рок го­во­рит: «И при­сту­пил я к про­ро­чи­це, и она за­ча­ла и ро­ди­ла сы­на. И ска­зал мне Гос­подь: на­ре­ки ему имя: Ма­гер-ше­лал-хаш-баз. Ибо, преж­де неже­ли ди­тя бу­дет уметь вы­го­ва­ри­вать: отец мой, мать моя, при­мет до­бы­чи Са­ма­рий­ские и бо­гат­ства Да­мас­ка» (Ис.8:3-4). Это зна­чит, что Мла­де­нец, еще не мо­гу­щий го­во­рить, бу­дет уже иметь ве­ли­кую си­лу и кре­пость по­беж­дать вра­гов Сво­их. Пре­об­ра­зо­ва­ни­ем се­го слу­жи­ло са­мое имя Гав­ри­и­ла, ко­то­рое зна­чит: Муж – Бог, Креп­кий Бог. И сей Бог в са­мое вре­мя его бла­го­ве­ще­ния, на­и­ти­ем Свя­то­го Ду­ха, за­чал­ся в нетлен­ной дев­ствен­ной утро­бе. Свя­той Про­кл[2], пат­ри­арх Ца­ре­град­ский, так о сем рас­суж­да­ет:

– Са­мое имя Ан­ге­ла чу­дес­но по сво­е­му зна­че­нию, ибо бла­го­ве­стив­ший Де­ве Ма­рии на­зы­ва­ет­ся Гав­ри­и­лом. Этим име­нем он пред­воз­ве­щал и пре­об­ра­зо­вал Бо­го­че­ло­ве­ка, име­ю­ще­го прий­ти в Мир. Гав­ри­ил зна­чит: Муж Креп­кий, или Муж – Бог, про­ис­хо­дит от сло­ва Га­вир, что зна­чит: креп­кий, или Бог, а в со­во­куп­но­сти обо­их ре­че­ний это сло­во озна­ча­ет: Муж – Бог. Из­древ­ле еще пред­воз­ве­стил сие Иере­мия, го­во­ря: «Гос­подь со­тво­рит на зем­ле нечто но­вое: же­на спа­сет му­жа» (Иер.31:22). Итак, вы­сок весь­ма сей по­слан­ник Бо­жий и по зна­че­нию сво­е­го име­ни, и по ро­ду сво­е­го слу­же­ния, а еще бо­лее по той тайне, от ве­ка со­кро­вен­ной и Ан­ге­лам недо­ве­до­мой, ко­то­рую ему пер­во­му от­крыл Бог и ко­то­рую он при­нес Пре­чи­стой Де­ве. И чем ве­ли­че­ствен­нее бы­ла сия тай­на во­че­ло­ве­че­ния Бо­жия, чем вы­ше она дру­гих тайн, чрез Гав­ри­и­ла же от­кры­тых преж­де свя­тым про­ро­кам, тем боль­шей че­сти с то­го вре­ме­ни спо­до­бил­ся он в сон­ме са­мих Ан­ге­лов, по­чи­та­е­мый ими как бли­жай­ший зри­тель внут­рен­ней­ших и без­вест­ней­ших тайн Бо­жи­их.

Цер­ков­ные учи­те­ли, осо­бен­но Ди­о­ни­сий Аре­о­па­гит[3], со­глас­но го­во­рят о тех се­ми выс­ших Ан­ге­лах, что они все­гда неот­ступ­но пред­сто­ят Бо­гу. Дру­гие Ан­ге­лы по­сы­ла­ют­ся на раз­лич­ные слу­же­ния, а сии, как при­бли­жен­ней­шие к Бо­гу, все­гда пре­бы­ва­ют у пре­сто­ла Бо­жия. Для воз­ве­ще­ния вы­со­чай­ших тайн Бо­жи­их и для яв­ле­ния боль­шей си­лы Бо­жи­ей и они так­же по­сы­ла­ют­ся, как го­во­рит свя­той апо­стол Па­вел: «Не все ли они суть слу­жеб­ные ду­хи, по­сы­ла­е­мые на слу­же­ние?» (Евр.1:14). Но ка­кое же яв­ле­ние си­лы Бо­жи­ей боль­ше и ка­кая тай­на вы­ше, как не тай­на во­пло­ще­ния Хри­сто­ва, недо­ве­до­мо­го, непо­сти­жи­мо­го, неска­зан­но­го. Итак, для воз­ве­ще­ния та­кой ве­ли­кой тай­ны по­до­ба­ло быть по­слан­ным и Ан­ге­лу ве­ли­ко­му, неот­ступ­но­му пред­сто­я­те­лю пре­сто­ла Бо­жия, бли­жай­ше­му зри­те­лю тайн Бо­жи­их, ка­ко­вым и был свя­той Гав­ри­ил.

До­стой­но вни­ма­ния и то, к ка­ко­му из де­вя­ти чи­нов ан­гель­ских в трех иерар­хи­ях при­над­ле­жит свя­той Гав­ри­ил. Неко­то­рые ду­ма­ют, что он на­хо­дит­ся в тре­тьей, низ­шей иерар­хии, и есть чи­но­на­чаль­ник сред­не­го чи­на меж­ду На­ча­ла­ми и Ан­ге­ла­ми, т.е. Ар­хан­гель­ско­го, опре­де­лен­но­го на воз­ве­ще­ние ве­ли­ких дел Бо­жи­их. Так ду­ма­ют ча­стью по­то­му, что он на­зы­ва­ет­ся Ар­хан­ге­лом, ча­стью по­то­му, что, как го­во­рит свя­той Ди­о­ни­сий, по­сы­ла­ют­ся на слу­же­ние не выс­шие Ан­ге­лы, пред­сто­я­щие близ пре­сто­ла Бо­жия, но толь­ко низ­шие Ан­ге­лы, на то при­став­лен­ные. Но до­сто­вер­нее то мне­ние, что свя­той Гав­ри­ил при­над­ле­жит к са­мо­му вы­со­чай­ше­му чи­ну Се­ра­фим­ско­му и не по­сы­ла­ет­ся в ме­нее важ­ных дей­стви­ях во­ли Бо­жи­ей, но по­сы­ла­ет­ся для воз­ве­ще­ния толь­ко ве­ли­чай­ших тайн Бо­жи­их, ка­ко­ва бы­ла тай­на во­пло­ще­ния Бо­жия, и Ар­хан­ге­лом он на­зы­ва­ет­ся от то­го ра­дост­но­го бла­го­ве­стия, ко­то­рое при­нес Пре­чи­стой Де­ве и ко­им он ис­пол­нил ра­до­сти не толь­ко Ее, но и вся­кое со­зда­ние, не толь­ко доль­нее (зем­ное), но и гор­нее (небес­ное), как о сем вос­пе­ва­ет свя­той Да­мас­кин[4]: «еди­но бо тор­же­ство обо­им воз­сия, егда без­п­лот­ный ра­дость те­бе при­не­се»[5]. А что свя­той Гав­ри­ил дол­жен быть при­чтен к Се­ра­фим­ско­му чи­ну, – узна­ем из то­го, что ни­ка­кой дру­гой чин не вос­хо­дит бли­же Се­ра­фи­мов к пре­сто­лу непри­ступ­ной сла­вы Бо­жи­ей, по нелож­но­му сви­де­тель­ству свя­то­го Ди­о­ни­сия. По осо­бо­му Бо­жию рас­по­ря­же­нию вся­кий чин Ан­гель­ский име­ет свое ме­сто: иные чи­ны бли­же, дру­гие да­лее, а Се­ра­фим­ский чин всех бли­же к Бо­гу, как го­во­рит о сем Ис­а­ия: «Ви­дел Гос­по­да, си­дя­ще­го на пре­сто­ле вы­со­ком и пре­воз­не­сен­ном, во­круг него сто­я­ли Се­ра­фи­мы, у каж­до­го из них по ше­сти крыл» (Ис.6:1-2).

А как свя­той Гав­ри­ил есть один из се­ми бли­жай­ших Ан­ге­лов, пред­сто­я­щих Бо­гу, то он и дол­жен быть чи­на Се­ра­фим­ско­го, вто­рой меж­ду Се­ра­фи­ма­ми. Со­глас­но с этим свя­той Ан­дрей Крит­ский на­зы­ва­ет его од­ним из чис­ла пер­вей­ших Ан­ге­лов, го­во­ря: «Од­но­му из пер­вей­ших Ан­ге­лов Бог по­веле­ва­ет воз­ве­стить Та­ин­ство. Ес­ли же он был из пер­вей­ших, то, ко­неч­но, из се­ми ду­хов, все­гда пред­сто­я­щих Бо­гу; и ес­ли из се­ми ду­хов, то из Се­ра­фи­мов. Ибо кто из Ан­ге­лов вы­ше Се­ра­фи­мов? Кто бли­же их к пре­сто­лу Бо­жию? Итак Гав­ри­ил есть Се­ра­фим, выс­ший в сем чине».

От­кры­ва­ет­ся сие еще и из то­го, что для ве­ли­ко­го де­ла Бо­жия над­ле­жа­ло и по­слать ве­ли­ко­го Ан­ге­ла. А так как во­пло­ще­ние Сло­ва бы­ло ве­ли­чай­шим из дел Бо­жи­их, то и по­слан был для воз­ве­ще­ния его выс­ший из ан­ге­лов, свя­той Гав­ри­ил, как пи­шет о сем свя­той Гри­го­рий Двое­слов[6]: «Для ис­пол­не­ния се­го ве­ли­ко­го слу­же­ния над­ле­жа­ло явить­ся и вы­со­чай­ше­му из Ан­ге­лов, ибо он воз­ве­ща­ет несрав­нен­но выс­шее всех. Ес­ли неко­гда для пре­льще­ния Евы при­шел глав­ный князь тьмы, то над­ле­жа­ло так­же и к Пре­чи­стой Де­ве явить­ся для бла­го­ве­ще­ния вер­хов­но­му кня­зю небес­но­го све­та, к пла­ме­не­ю­щей се­ра­фим­скою лю­бо­вью к Бо­гу Ма­рии над­ле­жа­ло и быть по­слан­ным Се­ра­фи­му».

Итак, бу­дем усерд­но чтить Гав­ри­и­ла, как на­чаль­ней­ше­го кня­зя в ли­ках Ан­гель­ских, как од­но­го из бли­жай­ших к Бо­гу се­ми Се­ра­фи­мов, как все­мир­но­го Ар­хан­ге­ла, воз­ве­стив­ше­го все­му ми­ру спа­се­ние; бу­дем чтить его бла­го­го­вей­ным по­кло­не­ни­ем и мо­лит­вен­ным пе­ни­ем, ра­дост­но со­вер­шая его па­мять и воз­да­вая ему бла­го­да­ре­ние за столь ве­ли­кие бла­го­де­я­ния его ро­ду че­ло­ве­че­ско­му, ка­кие он преж­де и ныне ока­зы­ва­ет, непре­стан­но мо­ля о нас во­пло­тив­ше­го­ся Бо­га. Мо­лит­ва­ми свя­то­го Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла да по­лу­чим мы все остав­ле­ние гре­хов!

О се­ми упо­мя­ну­тых здесь выс­ших Ан­ге­лах долж­но за­ме­тить, что толь­ко име­на че­ты­рех из них озна­че­ны в Свя­щен­ном Пи­са­нии. Так, в кни­ге Да­ни­и­ло­вой пи­шет­ся, что свя­той Ми­ха­ил по­мо­га­ет ев­ре­ям, то­гда еще бла­го­че­сти­вым чти­те­лям Бо­га (Дан.10:13); в по­сла­нии апо­сто­ла Иуды го­во­рит­ся, что он, спо­ря о те­ле Мо­и­сея с диа­во­лом, ска­зал ему: «Да за­пре­тит те­бе Гос­подь» (Иуд.1:9); Иоанн же Бо­го­слов в сво­ем От­кро­ве­нии пи­шет, что он сра­жал­ся со зми­ем. О свя­том Гав­ри­и­ле из­вест­но так­же из кни­ги Да­ни­и­ло­вой, что он от­кры­вал про­ро­ку в бу­ду­щем со­кро­вен­ней­шие тай­ны Бо­жии (Дан.8:16), и в Еван­ге­лии свя­то­го Лу­ки ска­за­но, что Гав­ри­ил бла­го­вест­во­вал За­ха­рии о за­ча­тии Пред­те­чи (Гос­под­ня), а Пре­чи­стой Де­ве Ма­рии – о во­пло­ще­нии Бо­га-Сло­ва (Лк.1). О свя­том Ра­фа­и­ле упо­ми­на­ет­ся в кни­ге То­ви­та, где ска­за­но, что он за­щи­щал мо­ло­до­го То­вию от неча­ян­ных на­па­стей в пу­ти, ото­гнал бе­са от де­ви­цы Сар­ры и воз­вра­тил зре­ние То­ви­ту (Тов.12:15). О свя­том Ури­и­ле пи­шет­ся в тре­тьей кни­ге Езд­ры, что он пред­ла­гал Езд­ре взве­сить «тя­жесть ог­ня»(3Езд.4:5).

О про­чих же трех Ан­ге­лах, хо­тя по­имен­но и не упо­мя­ну­то в Свя­щен­ном Пи­са­нии, од­на­ко, по ра­зу­ме­нию неко­то­рых бо­го­мыс­лен­ных тол­ков­ни­ков Бо­же­ствен­но­го Пи­са­ния, мож­но ду­мать, что Се­ла­фи­ил есть Ан­гел, явив­ший­ся Ага­ри в пу­стыне, ко­гда она в глу­бо­кой скор­би мо­ли­лась; он ска­зал ей: «Услы­шал Бог го­лос от­ро­ка (Быт.21:17) и сми­рен­ную твою мо­лит­ву». Имя Иегу­ди­ла усво­я­ют то­му Ан­ге­лу, ко­то­ро­го Гос­подь обе­щал по­слать из­ра­иль­тя­нам в пу­стыне, чтобы он до­вел их до обе­то­ван­ной зем­ли, воз­да­вая тем на­гра­ду хра­ня­щим за­по­ве­ди Бо­жии во сла­ву Гос­по­да (Исх.23:22-23). О Вара­хи­и­ле ду­ма­ют, что он был в чис­ле тех трех Ан­ге­лов, ко­то­рые яви­лись Ав­ра­аму у ду­ба Мамврий­ско­го, бла­го­сло­ви­ли Сар­ру раз­ре­ше­ни­ем ее утро­бы от неплод­ства и да­ро­ва­ни­ем сы­на Иса­а­ка и про­об­ра­зо­ва­ли Свя­тую Тро­и­цу: От­ца, и Сы­на, и Свя­то­го Ду­ха (Быт.18).

Сии свя­тые, выс­шие семь Ан­ге­лов, из ко­их Ми­ха­ил есть пер­вый, а Гав­ри­ил вто­рой, из­древ­ле бы­ли, по бла­го­че­сти­во­му ра­зу­ме­нию свя­той Церк­ви, изо­бра­жа­е­мы на ико­нах и по­чи­та­е­мы со­зи­да­ни­ем во имя их хра­мов. О сем цер­ков­ная ис­то­рия по­вест­ву­ет сле­ду­ю­щее: Нече­сти­вый им­пе­ра­тор Дио­кли­ти­ан[7], же­сто­кий го­ни­тель хри­сти­ан­ства, строя для се­бя в древ­нем Ри­ме ка­мен­ные тер­мы[8], по­ве­лел взять мно­же­ство хри­сти­ан и по­сы­лал их на ту ра­бо­ту, под стро­гою и неми­ло­сер­дою стра­жею, ко­то­рая му­чи­ла и удру­ча­ла свя­тых. Там мож­но бы­ло ви­деть по несколь­ко ты­сяч свя­тых стра­даль­цев, кои ра­бо­та­ли, об­ли­ва­ясь по­том и кро­вью, и мно­же­ство их там бы­ло по­губ­ле­но ме­чом и раз­лич­ны­ми каз­ня­ми за Хри­ста. Та­ким об­ра­зом, по­сред­ством се­го тяж­ко­го тру­да со­зда­лось зда­ние столь огром­ное и пре­крас­ное, как бы цар­ские па­ла­ты. Ко­гда же, по про­ше­ствии мно­гих лет, эл­лин­ское нече­стие вме­сте с ца­ря­ми сво­и­ми по­гиб­ло, а хри­сти­ан­ство, со вступ­ле­ни­ем на пре­стол ца­рей хри­сти­ан­ских, вос­тор­же­ство­ва­ло по всей все­лен­ной – то­гда ве­ру­ю­щие, жив­шие в Ри­ме, взи­рая на пре­крас­ные тер­мы Дио­кли­ти­а­но­вы, вспом­ни­ли, что это зда­ние по­стро­е­но ру­ка­ми хри­сти­ан, и, очи­стив его от скверн язы­че­ских, об­ра­ти­ли его в храм хри­сти­ан­ский во имя се­ми глав­ных небес­ных ду­хов, Ар­хан­ге­лов и Ар­хи­стра­ти­гов Ан­гель­ских сил: Ми­ха­и­ла, Гав­ри­и­ла, Ра­фа­и­ла, Ури­и­ла, Се­ла­фи­и­ла, Иегу­ди­и­ла и Вара­хи­и­ла.

Ри­му ста­ли под­ра­жать и дру­гие го­ро­да, как-то: Неа­поль в Кам­па­нии[9] и Па­лер­мо в Си­ци­лии[10], где так­же со­зда­ны бы­ли ка­мен­ные церк­ви во имя сих се­ми на­чаль­ству­ю­щих Ан­ге­лов. Ли­ца их изо­бра­же­ны бы­ли на дос­ках ико­но­пи­сью и мо­за­и­че­скою ра­бо­тою на сте­нах цер­ков­ных, и каж­дый из них от­ли­ча­ем был от про­чих осо­бен­ны­ми чер­та­ми, та­ин­ствен­но изо­бра­жав­ши­ми их неви­ди­мое слу­же­ние. Изо­бра­же­ния Ан­ге­лов бы­ли там сле­ду­ю­щие: Свя­той Ми­ха­ил изо­бра­жен был по­пи­ра­ю­щим но­га­ми Лю­ци­фе­ра[11] и дер­жа­щим в ле­вой ру­ке зе­ле­ную фини­ко­вую ветвь, а в пра­вой – ко­пье, на вер­ху ко­е­го – бе­лая хо­ругвь с вы­ткан­ным на ней крас­ным кре­стом[12]; Свя­той Гав­ри­ил изо­бра­жен был дер­жа­щим в пра­вой ру­ке фо­нарь с за­жжен­ною внут­ри све­чою, а в ле­вой – ка­мен­ное зер­ца­ло из зе­ле­но­го яс­пи­са, по ме­стам с крас­ны­ми кра­пи­на­ми[13]. Свя­той Ра­фа­ил изо­бра­жен дер­жа­щим в ле­вой ру­ке немно­го под­ня­тый со­суд с вра­чеб­ны­ми сред­ства­ми, пра­вою же – ве­ду­щим от­ро­ка То­вию, несу­ще­го пой­ман­ную в ре­ке Тиг­ре ры­бу[14]. Свя­той Ури­ил изо­бра­жен дер­жа­щим про­тив гру­ди в пра­вой ру­ке об­на­жен­ный меч, а в ле­вой, опу­щен­ной вниз, – пла­мень ог­нен­ный[15]. Свя­той Се­ла­фи­ил изо­бра­жен с ли­цом и оча­ми, скло­нен­ны­ми вниз, и с ру­ка­ми, при­жа­ты­ми к гру­ди, как то бы­ва­ет у че­ло­ве­ка, уми­лен­но мо­ля­ще­го­ся. Свя­той Иегу­ди­ил изо­бра­жен дер­жа­щим в пра­вой ру­ке зо­ло­той ве­нец, а в ле­вой бич из трех чер­ных ве­ре­вок с тре­мя кон­ца­ми[16]. Свя­той Вара­хи­ил изо­бра­жен несу­щим на гру­ди сво­ей на одеж­де бе­лые ро­зы[17].

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Православный календарь
Объявления