Божественная литургия Святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской

В Православной Церкви положено служить всегда литургию святого Иоанна Златоуста и только 10 раз в году литургию святого Василия Великого согласно Богослужебному Уставу.

- в день памяти Василия Великого - 1 (14) января
- в навечерие праздников Рождества Христова и Крещения. Или в сами праздники, если их навечерия выпадают на субботу или воскресенье
- на Великом Посту: В 1 (первое), 2 (второе), 3 (третье), 4 (четвертое) и 5 (пятое) воскресенье
- на Страстной Седмице: В Великие четверг и субботу

В первые три века Христианства чин совершения Евхаристии не был записан, а передавался устно. Об этом ясно говорит св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской (329-379 гг. по Р.Х.): «Слова призывания в пременении хлеба причащения и чаши благословения (молитвы священнодействия Евхаристии), кто из святых письменно нам оставил»? «Никто». И объяснил, почему это: «Ибо на что даже и взирать не надлежит некрещенным, о том каким образом приличествовало учение письменно объявляти?» Таким образом, литургия, переходя из века в век, от народа к народу, из Церкви в Церковь, получила различные виды, и, оставаясь в своих основных чертах неизменной, различалась словами, выражениями и обрядами. По сказанию св. Амфилохия, епископа Иконии Ликаонской, св. Василий Великий просил Бога «дать ему силу духа и разума совершить литургию своими словами». По шестидневной пламенной его молитве, Спаситель явился ему чудесным образом и исполнил его молитву. Вскоре потом Василий, будучи объят восторгом и божественным трепетом, начал возглашать: «Да исполнятся уста моя хваления» и: «Вонми, Господи, Иисусе Христе Боже наш, от святаго жилища Твоего» и прочие молитвы литургии. Литургия, составленная св. Василием Великим, представляет собой сокращение литургии апостольских времен. Об этом так говорит св. Прокл, патриарх Константинопольский: «Апостолы и после них Учители Церкви совершали Божественную службу весьма пространно; христиане же, охладев во благочестии в последующие времена, перестали приходить к слушанию литургии, по причине ее продолжительности. Св. Василий, снисходя сей слабости человеческой, сократил ее, а после него еще более св. Златоуст». В самые ранние времена литургийные молитвы предоставлены были непосредственному вдохновению Св. Духа и Богопросвещенному разуму епископов и прочих предстоятелей Церквей. Постепенно установился более менее определенный чин. Этот чин, хранившийся в Кесарийской Церкви, св. Василий Великий пересмотрел и изложил его письменно, составив при этом ряд своих молитв, отвечающих впрочем апостольскому преданию и древней литургической практике. Таким образом, литургия св. Василия Великого принадлежит этому великому вселенскому учителю и святителю скорее по своей словесной формулировке, хотя все важнейшие слова и выражения были перенесены из древнейших апостольских литургий св. апостола Иакова, брата Божия, и св. Евангелиста Марка.

Литургия св. Василия Великого была принята всем православным Востоком. Но вскоре св. Иоанн Златоуст, снисходя все к той же немощи человеческой, произвел в ней новые сокращения, которые касаются впрочем, главным образом, лишь тайных молитв.

Особенности литургии св. Василия Великого, по сравнению с литургией св. Иоанна Златоуста, следующие:

Все структурные моменты в литургии Василия Великого и в литургии Иоанна Златоустого одинаковы. Иногда прихожане, присутствующие за богослужением, до самого Евхаристического канона могут не узнать, какая именно литургия служится в данный момент. Отличаются две литургии друг от друга лишь некоторыми деталями: тексты молитв, которые читает в алтаре священник за литургией Василия Великого, больше по объему, песнопения по времени несколько длиннее (надо дать время священнику на вычитывание этих молитв). 

Евхаристическая и ходатайственная молитвы гораздо длиннее, вследствие чего и напевы в это время употребляются более протяжные. Евхаристическая молитва литургии св. Василия Великого отличается особенной догматической глубиной, вдохновенностью и высотой созерцания, а ходатайственная своей поразительной всеобъемлемостью. Иной текст и у некоторых других тайных молитв, начиная с молитвы об оглашенных.

Слова установления Таинства Евхаристии произносятся возгласно вместе с предшествующими им словами: "Даде святым своим учеником и апостолом рек: Приимите, ядите... и затем: Даде святым своим учеником и апостолом рек: Пийте от нея вси..."

После призывания Святого Духа, слова над Святыми Дарами - над Св. Хлебом: "Хлеб убо сей, самое пречистое Тело Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". Над св. чашей - "Чашу же сия, самую честную Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа". И затем: "Излиянную за живот мира". И далее обычно.

Вместо песни "Достойно есть" поется: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь", которая в праздничные дни, Веикий Четверток и Великую Субботу заменяется задостойником.

 

Православный календарь
Объявления