Литургия Преждеосвященных даров

Литургия Преждеосвященных даров - одна из самых красивых великопостных служб. Верующие стремятся хотя бы один раз за пост присутствовать на ней и причащаться Святых Христовых Таин. Главная особенность Литургии Преждеосвященных Даров состоит в том, что на ней не совершается таинство Евхаристии, а верующие причащаются преждеосвященными Дарами, т. е., освященными прежде, на предыдущей литургии св. Василия Великого или св. Иоанна Златоустого.

Начало литургии Преждеосвященных Даров идет от первых веков христианства. Первые христиане очень часто причащались св. Христовых Таин, некоторые даже и в будничные дни. Между тем, было признано неудобным в дни строгого поста, как дни скорби и сокрушения о грехах, совершать полную литургию, которая есть самая торжественная служба из церковных служб. Но, чтобы дать возможность верующим причащаться и среди недели в дни поста, было постановлено, не нарушая характера великопостного Богослужения, в некоторые дни причащать верующих ранее освященными Дарами. Для этого и была введена, в службы Великого Поста, Литургия Преждеосвященных Даров. Окончательное же составление чина этой литургии и письменное изложение ее, было сделано св. Григорием Двоесловом, папой Римским, в шестом веке.

Литургия Преждеосвященных Даров совершается:

- по средам и пятницам в первые шесть недель Великого Поста
- в четверг пятой недели Великого поста, когда совершается память преп. Марии Египетской
- иногда 22 марта - в праздник сорока севастийских мучеников (если этот день приходится в посту и не случится в субботу или воскресенье)
- в первые три дня Страстной недели (Великий Понедельник, Великий Вторник и Великую Среду)

Литургия Преждеосвященных Даров совершается после великопостных часов и состоит из вечерни и литургии верных, но только без важнейшей ее части - освящения Даров.

Чинопоследование

Литургия преждеосвященных Даров по сути является вечерней, на которой происходит причащение верных, не могущих по каким-либо причинам причащаться в будущие субботу и воскресенье, когда совершается «полная» литургия. В связи с этим первая часть литургии практически не отличается от вечерни (до пения 140-го псалма), а вторая схожа с литургией верных «полной литургии», но без евхаристического канона.

Первая часть

Как и вечерня, литургия преждеосвященных Даров начинается с предначинательного 103-го псалма и великой ектении. Затем следуют три малых ектении, которые отделяются друг от друга так называемыми «псалмами степени» (церковно-слав, в Синодальном переводе «псалмы восхождения» — со 119-го по 133-й). Традиция связывает количество псалмов восхождения (15) с 15 ступенями Иерусалимского храма. Внешнее тождественное вечерне последование сопровождается в алтаре литургическими элементами: во время первого антифона священник извлекает из дарохранительницы прежде освящённый (то есть освящённый раньше — в предшествующее воскресение) Хлеб и помещает его на дискос, во время второго — кадит алтарь и находящиеся там Дары, во время третьего — переносит Дары с алтаря на жертвенник. В связи с этим во время третьего антифона все присутствующие в алтаре, а по благочестивой традиции и все молящиеся во храме, преклоняют колена.

После третьей краткой ектении вновь возобновляется последование вечерни — поются 140, 141, 129 псалмы с соответствующими стихирами (то есть стихиры на «Господи, воззвах»), осуществляется вечерний вход с кадилом (если на литургии читается Евангелие, то с ним), поётся «Свете тихий» и читаются две паремии, предваряемые прокимнами. В течение шести недель Четыредесятницы первая паремия выбирается из Книги Бытия, вторая — из Притчей Соломоновых; в Великие Понедельник, вторник и среду — из Книг Исход и Иова соответственно.

Характерной особенностью литургии преждеосвященных Даров является благословение священником молящихся со словами «Свет Христов просвещает всех» и зажжённой свечой в руках, происходящее между чтениями паремий. По обычаю, все молящиеся принимают благословение коленопрелоненно. Это благословение связано с раннехристианским обычаем зажжения светильника на вечерне (с ним же связано название тайных молитв священника на вечерне — «светильничные»).

Завершается первая часть литургии преждеосвященных Даров пением избранных стихов 140-го псалма с рефреном («Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою…»). По Уставу стихи читает чтец, а рефрен исполняется хором. В богослужебной практике нередко стихи поёт хор, а рефрен — молящиеся в алтаре. При этом все молящиеся преклоняют колена. Вслед за этим священник в алтаре возглашает молитву Ефрема Сирина, сопровождаемую тремя земными поклонами.

Если в этот день полагается чтение Евангелие (в Великие Понедельник, вторник, среду и некоторые другие дни), оно читается после 140-го псалма.

Вторая часть

На литургии преждеосвященных Даров верные причащаются Дарами, освящёнными ранее (в предыдущее воскресение), поэтому в чинопоследовании этой литургии нет евхаристического канона. Общая схема такова:
— первая молитва верных,
— вторая молитва верных,
— Великий вход с последующей молитвой Ефрема Сирина,
— просительная ектения («Исполним вечернюю молитву нашу…»),
— Отче наш,
— главопреклоненная молитва,
— возглас священника «Преждеосвященная Святая святым» и приобщение духовенства и мирян.

В связи с тем, что Дары уже освящены ранее, молитвы верных посвящены не просьбе о принятии и освящении Даров, а о достойном их причащении. Великий вход на литургии преждеосвященных Даров кардинально отличается от аналогичного входа на «полной» литургии тем, что в процессии переносятся с жертвенника на алтарь уже освящённые Дары, то есть Тело Христово. В связи с этим, чашу и дискос несёт священник, диакон предшествует ему, обратив лицо к Дарам (то есть идёт, пятясь) и часто кадит, а молящиеся преклоняют колена. Великий вход сопровождается особенным песнопением: «Ныне Силы Небесныя с нами невидимо служат, се, бо выходит Царь Славы: се Жертва тайная совершена дориносится (то есть торжественно переносится)». Особенно торжественно этот Великий вход происходит в греческих Церквах, где сохранился обычай совершать полный вход, то есть священник и диакон выходят из алтаря северными вратами, идут по храму вплоть до западных врат и затем возвращаются в алтарь через Царские врата.

Особенности

1. отсутствует первая часть полной литургии — проскомидия;
2. литургия предваряется службой 3-го и 6-го, но и 9-го часа с последованием изобразительных;
3. начиная со среды 4-й седмицы Великого Поста сразу же за ектенией об оглашенных следует ектения о «готовящихся к Святому Просвещению», то есть к Крещению, которое в древней Церкви совершалось в Великую Субботу;
4. согласно распространенной традиции, на литургии преждеосвященных даров не принято причащать младенцев (которые на обычной литургии причащаются только Кровью Христовой).

 

 

Православный календарь
Объявления