☦Всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150:6)

ДЕЖУРНЫЙ СВЯЩЕННИК:

+7 988 489-30-80

 

Пассия Великим постом

Пассия, собственно как и некоторые другие любимые народом службы (Погребение Богородицы, или последование иконе Божией Матери «Живоносный источник», Чин прощения), не имеет под собой никаких оснований в Уставе богослужения (Типиконе). Но далеко не всегда то, чего нет в Типиконе — это плохо. Просто живая богослужебная мысль не стоит на месте, в отличии от неуемных ревнителей православного благочестия, ставящих Типикон превыше всего. Если богослужение живо и молитва животворит церковную общину, то обязательно появятся искусные люди, творящие на острие церковной жизни. В настоящее время таким жанром, в котором происходит постоянное творение нового, является жанр акафиста. Собственно, если смотреть на Пассию со стороны ее богослужебного строя, то эта служба окажется обыкновенной вечерней с молебном и чтением акафиста. А в храме Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии, аналогичная служба — параклисис Пресвятой Богородицы, служится и поныне. Конечно, состав Великопостной службы отличается от служб вне поста, но на этом все отличия и заканчиваются.

Во многих местах появление Пассии приписывают митрополиту Петру Могиле, трудами которого многие элементы латинской обрядовости вошли в сокровищницу православного богослужения, но самого последования Пассии, написанного рукой святителя, до сих пор не найдено, да и было ли оно? Если задаться целью и выяснить, что понималось под Пассией у католиков, то окажется, что это было некоторое сценическое действие, не связанное с богослужением, независимое от него. Это — как бы спектакль на темы Страстной седмицы. Собственно, аналогичным действием для православной традиции были уже канувшие в лету Чин шествия на осляти в Вербное Воскресение и Пещное действо перед Рождеством Христовым (чин, изображающий трех отроков в печи Вавилонской). Но дело в том, что как Пассия на Западе, так и восточные действия, были именно внебогослужебной формой действия, а современный Чин Пассии является частью православного богослужения, состоящего из «обыкновенных» частей и со стороны строя богослужения претензии к Пассии нет. Может быть, можно предъявить претензию к Пассии со стороны чтения акафиста Великим Постом. Но и здесь возражение разбивается о твердыню Устава. В Типиконе есть упоминание о единственном акафисте ко Пресвятой Богородице «Радуйся Невесто Неневестная», но этот акафист читается именно Великим постом. Раз творцы Типикона не видели в этом ничего страшного, то и нам не надо пытаться быть святее монахов-творцов и радоваться возможности молиться ко Пресвятой Богородице. А что касается акафиста Страстям Христовым, который читается во время Пассии, то он гармонично вписывается в покаянное время Великого поста и чтение его уж никак не может испортить покаянный настрой богомольцев.

 
 
 
 
 
 
 
Перейти к верхней панели