Положение о воскресной школе

ПОЛОЖЕНИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ «РАДОСТЬ МОЯ»,
ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРИ ХРАМЕ СВ. ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Общие положения.
Термины, используемые в настоящем Положении.
Цели и задачи Воскресной школы. Тип Воскресной школы.
Организация Воскресной школы.
Основная деятельность.
Участники учебно-воспитательного процесса.
Управление Воскресной школой, являющейся структурным подразделением религиозной организации.
Имущество и финансирование Воскресной школы.

Данное Положение составлено на основании «Положения о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», регламентирующего типологию, внутреннюю организацию и учебно-воспитательную деятельность воскресных школ (как получающих государственную лицензию, так и не получающих), организованных приходами Русской Православной Церкви.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.Религиозное воспитание и обучение религии (под которым в данном случае понимается обучение основам православного вероучения) традиционно являются приоритетными направлениями деятельности Русской Православной Церкви, одной из форм исповедания и распространения православной веры в соответствии с Уставом Русской Православной Церкви, Уставом прихода Русской Православной Церкви и Основами социальной концепции Русской Православной Церкви.

2.Духовно-нравственное воспитание и обучение религии (основам православного вероучения) осуществляются в различных формах, в том числе через воскресные школы для детей и взрослых.

Настоящее Положение регулирует деятельность Воскресной школы «Радость моя», действующей при храме св. прп. Сергия Радонежского.
Воскресная школа «Радость моя» (далее – Воскресная школа) на момент действия данного Положения относится к типу: а) воскресная учебно-воспитательная группа. Воскресная учебно-воспитательная группа религиозной организации Русской Православной Церкви (далее – Воскресная группа) – структурное подразделение религиозной организации Русской Православной Церкви (прихода, Патриаршего подворья, архиерейского подворья, монастыря, подворья монастыря), осуществляющее функции религиозной организации по обучению детей религии (основам православного вероучения), а также формированию умений и навыков, необходимых для православного христианина.

5. Воскресная школа действует на основании данного Положения и распоряжений настоятеля. Считается созданной с момента распоряжения настоятеля и руководствуется «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви» в части требований к результатам учебно-воспитательной деятельности, требований к структуре и содержанию программы учебно-воспитательной деятельности.

II.     ТЕРМИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕМ ПОЛОЖЕНИИ

6. Религиозная организация Русской Православной Церкви – приход, монастырь, подворье монастыря, Патриаршее подворье, архиерейское подворье.

7. Стандарт учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви (далее – Стандарт) – нормативный документ, включающий в себя совокупность требований к учебно-воспитательной, организационной, методической деятельности воскресных школ при реализации программ духовно-нравственного обучения и воспитания в воскресных школах (для детей), учрежденных религиозными организациями Русской Православной Церкви.

8. Учебный план – часть Стандарта учебно-воспитательной деятельности воскресных школ (для детей) в Русской Православной Церкви, регламентирующий структуру и организацию учебно-воспитательного процесса воскресных школ.

9. Основная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс базовых вероучительных программ, направленных на усвоение воспитанниками начальных знаний о православном вероучении, богослужении и истории Церкви, а также приобщение их к духовной жизни в лоне Русской Православной Церкви.

10. Дополнительная часть учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе для детей, – комплекс личностно- и социально- ориентированных дополнительных занятий, направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина.

III.     ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

11. Цель деятельности Воскресной школы – приобщение воспитанников к православной вере, литургической жизни Церкви.

12. Задачи воскресной школы по отношению к воспитанникам:

а) религиозно-нравственное обучение и воспитание;

б) всестороннее развитие личности и мотивации к познанию и творчеству;

в) развитие стремления учащегося воскресной школы к участию в литургической, социальной, миссионерской жизни прихода;

г) адаптация к жизни в современном обществе в соответствии с нормами христианской морали;

д) формирование общей культуры;

е) обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления духовного и физического здоровья, гражданского самоопределения и творческого труда.

13. Для достижения уставных целей и задач воскресная школа осуществляет следующие виды деятельности:

а) проведение занятий религиозной и духовно-нравственной направленности;

б) проведение дополнительных личностно - и социально-ориентированных занятий (исторических, научно-технических, культурологических, туристско-краеведческих), направленных на воспитание активной и многогранной личности христианина;

в) проведение методической работы, направленной на совершенствование учебно-воспитательного процесса, программ, форм и методов деятельности;

г) регулярную организацию совместного участия воспитанников и преподавателей Воскресной школы в Таинствах Исповеди и Причастия;

д) организацию и проведение выставок, олимпиад, конкурсов, концертов, конференций.

IV.     ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

14. Воскресная школа в своей деятельности руководствуется действующим законодательством РФ, нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав Русской Православной Церкви, Устав религиозной организации), Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви (Положение о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви в РФ, Устав центра духовно-нравственного воспитания, Стандарт учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви), документами епархии (указами и распоряжениями епархиального архиерея).

15. Решение о создании Воскресной школы принимает орган управления религиозной организации (настоятель храма) в соответствии с полномочиями, установленными Уставом религиозной организации.

16. Право на ведение образовательной деятельности и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации, для школы, имеющей статус юридического лица, возникают с момента выдачи ей лицензии.

17. Воскресная школа может быть реорганизована в иное образовательное учреждение (православное общеобразовательное учреждение) по решению Учредителя.

18. Решение о ликвидации и реорганизации Воскресной школы принимает настоятель с письменного благословения епархиального архиерея.

19. Настоятель осуществляет контроль над деятельностью школы и несет ответственность перед Священноначалием за учебно-воспитательную и хозяйственную деятельность Воскресной школы.

20. Директор Воскресной школы назначается решением настоятеля и с благословения настоятеля организует и координирует учебно-воспитательную и текущую хозяйственную деятельность.

 V.     ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

21. Воскресная школа организует учебно-воспитательный процесс в соответствии со «Стандартом учебно-воспитательной деятельности, реализуемой воскресными школами (для детей) Русской Православной Церкви».

22. Решение о зачислении учащихся в Воскресную школу принимает директор с благословения настоятеля на основании письменного заявления родителей (законных представителей).

23. При зачислении в Воскресную школу директор обязан ознакомить родителей (законных представителей) воспитанников с документами, регламентирующими деятельность учебно-воспитательного процесса (Правила поведения в воскресной школе и другими локальными актами школы).

24. Расписание занятий в школе составляется директором с учетом создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха, возрастных особенностей детей, установленных санитарно-гигиенических норм и графиком богослужений.

25. В воскресной школе могут быть организованы дополнительные занятия в форме кружков и секций.

26. Дисциплина в Воскресной школе поддерживается на основе православных традиций, взаимного уважения воспитанников друг к другу. Применение методов грубого физического и психического насилия не допускается.

27. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе включает в себя три ступени:

а) дошкольная (набор детей в возрасте  5-6 лет) – с ориентировочным сроком обучения (максимально 2 года);

б) начальная (набор детей в возрасте 7-11 лет) - с ориентировочным сроком обучения (максимум 4 года);

в) основная, (набор детей в возрасте 12-16 лет)– с ориентировочным сроком обучения (максимально 4 года).

Конкретный порядок организации образовательного процесса устанавливается и изменяется по решению Педагогического совета воскресной школы.

Ребенок, поступающий в Воскресную школу, зачисляется на ступень, соответствующую возрастной категории.

28. Задачами дошкольной ступени являются православное воспитание и развитие детей, осуществляемые через приобщение к богослужебной жизни Церкви, игровую, творческую и развивающую деятельность, а также через взаимное общение.

29. Задачами начальной ступени являются обучение основам православного вероучения, православное воспитание, развитие детей, приобщение их к литургической жизни Церкви, обретение первичных навыков и начального опыта церковной жизни.

30. Задачами основной ступени являются обучение основам православного вероучения, усвоение детьми знаний о вере, осознанное участие в богослужении и Таинствах Церкви, применение полученных знаний в повседневной жизни, формирование навыка ежедневной домашней молитвы, последующее приобщение к социальной, миссионерской, молодежной деятельности прихода (посещение больниц, издание приходской газеты, организация клубов молодежного общения и т.п.).

31. Учебно-воспитательный процесс в Воскресной школе организован на базе Учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.

32. Учебно-воспитательный процесс в Воскресной школе организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в Стандарте учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви и других нормативных документов, касающихся деятельности воскресных школ.

33. Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о священной библейской истории, о храме Божием).

34. Базовыми вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: Священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения».

35. Базовыми вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание: Ветхий и Новый Завет»; «Православное богослужение»/«Литургика»; «Основы Православного вероучения»/«Катехизис»; «История христианской Церкви»; «Христианская этика».

36. Помимо вероучительных дисциплин на каждой ступени учебно-воспитательного процесса по благословению настоятеля или решению директора Воскресной школы могут быть проведены дополнительные развивающие занятия.

37. Учебный год в Воскресной школе начинается 14 сентября, в день церковного Новолетия.

38. Учебный год в Воскресной школе завершается 24 мая в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

39. Учебный год в Воскресной школе начинается и заканчивается богослужением.

40. Учебным днем является воскресенье, но по необходимости занятия могут быть организованы и в другие дни недели.

41. Занятия проводятся по группам.

42. С согласия родителей могут организовываться паломнические поездки и экскурсии.

43. В Воскресной школе используется система контроля успеваемости в виде промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

44. Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности. Форма оценки знаний определяется педагогическим советом школы.

45. Промежуточная аттестация проводится в течение учебного года в форме контрольных работ и зачетов в устной форме по изучаемым дисциплинам.

46. Итоговая аттестация проводится аттестационной комиссией и проходит в форме экзамена по изучаемым дисциплинам.

47. Аттестационная комиссия возглавляется директором и формируется им из числа педагогов воскресной школы.

48. Духовник Воскресной школы по должности является членом аттестационной комиссии.

49. Количество и состав участников комиссии определяется директором. Общее количество членов комиссии – три человека.

VI.    УЧАСТНИКИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

50. Участниками учебно-воспитательного процесса в Воскресной школе являются: настоятель прихода, директор воскресной школы, духовник, педагогические работники воскресной школы, учащиеся, родители (законные представители) учащихся.

51. Права и обязанности учащихся, их родителей или законных представителей как участников учебно-воспитательного процесса определяются действующим Положением о Воскресной школе.

52. Учащиеся воскресной школы имеют право на:

а) обучение православному вероучению, традициям, истории и культуре, предусмотренное учебно-воспитательным планом Воскресной школы;

б) бесплатное пользование библиотекой Воскресной школы;

в) условия, гарантирующие охрану жизни и здоровья.

53. Воспитанники Воскресной школы должны:

а) следовать требованиям Положения о Воскресной школе, исполнять распоряжения, указания настоятеля, директора, преподавателей и воспитателей Воскресной школы;

б) добросовестно заниматься в Воскресной школе и применять приобретенные знания на практике;

в) бережно относиться к имуществу Воскресной школы;

г) уважать других учащихся и сотрудников Воскресной школы;

д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

54. Выпускникам выдается документ об окончании Воскресной школы установленного образца, утвержденного Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, заверенный печатью религиозной организации Учредителя.

55. По представлению директора Воскресной школы настоятель может поощрять учащихся Воскресной школы приходскими грамотами, похвальными листами.

56. По представлению директора Воскресной школы педагогический совет Воскресной школы в качестве крайней меры может исключить учащегося из Воскресной школы.

57. Родители (законные представители) учащихся имеют право на:

а) ознакомление с ходом и содержанием учебно-воспитательного процесса;

б) участие в проводимых Воскресной школой мероприятиях;

в) получение информации об использовании пожертвований, внесенных ими на нужды Воскресной школы;

г) пользование библиотечным фондом Воскресной школы.

58. Родители (законные представители) учащихся обязаны:

а) соблюдать настоящее Положение;

б) восполнять в соответствии с действующим законодательством ущерб, причиненный учащимся имуществу Воскресной школы;

в) быть вежливыми с сотрудниками Воскресной школы;

г) при посещении Воскресной школы иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия.

59. Сотрудники Воскресной школы должны быть православными христианами и соответствовать требованиям квалификационных характеристик.

60. Воскресная школа может иметь в штате сотрудников-добровольцев, исполняющих свои обязанности на безвозмездной основе. С благословения настоятеля Воскресная школа может привлекать благотворительные пожертвования для осуществления уставной деятельности.

61. На работу в Воскресную школу принимаются лица, имеющие:

а) среднее или высшее богословское образование;

б) среднее или высшее гуманитарное образование с правом преподавания;

в) начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование, прошедшие катехизаторские/богословские курсы, организованные при духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

62. На работу, связанную с дополнительной частью учебно-воспитательного процесса, принимаются лица православного вероисповедования, имеющие необходимые навыки для ведения данных занятий.

63. К педагогической деятельности в Воскресной школе не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имели судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются действующим законодательством РФ.

64. Трудовые отношения работника регулируются типовым трудовым договором (контрактом) с религиозной организацией.

65. Работники Воскресной школы имеют право на:

a)участие в управлении Воскресной школой в порядке, определяемом настоящим Положением;

б) повышение своего профессионального уровня.

66. Педагогические работники обязаны:

а) участвовать в жизни прихода;

б) соответствовать образу православного христианина;

в) соблюдать настоящее Положение;

г) выполнять обязанности, определяемые должностными инструкциями и трудовым договором;

д) иметь внешний вид, соответствующий правилам христианского благочестия;

е) быть вежливыми в общении с коллегами, воспитанниками и их родителями.

VII.    УПРАВЛЕНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛОЙ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕМ РЕЛИГИОЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

67. Управление Воскресной школой осуществляется в соответствии с нормативными документами Русской Православной Церкви (Устав религиозной организации), настоящим Положением и  строится на принципах единоначалия и самоуправления.

68. Руководитель религиозной организации Русской Православной Церкви (далее – настоятель) – должностное лицо, назначаемое Святейшим Патриархом, Священным Синодом или епархиальным архиереем, возглавляющее местную религиозную организацию (настоятель, благочинный, наместник) или иное учреждение Русской Православной Церкви (руководитель Синодального или епархиального отдела, епархиальный архиерей).

69. Настоятель по должности осуществляет общее руководство Воскресной школой.

70. В компетенцию настоятеля входит:

 создание, реорганизация и ликвидация Воскресной школы;

в) принятие на работу и освобождение от должности директора Воскресной школы;

г) утверждение аттестационной комиссии Воскресной школы;

д) контроль за учебно-воспитательной, хозяйственной и иной деятельностью Воскресной школы;

е) прием на работу преподавателей Воскресной школы, утверждение штатного расписания, ставок заработной платы и должностных окладов преподавателей Воскресной школы, надбавок и доплаты к ним;

ж) обеспечение безопасности и здоровья детей и сотрудников Воскресной школы во время учебно-воспитательного процесса, соблюдения норм охраны труда и техники безопасности.

71. Настоятель может являться и директором Воскресной школы.

72. Директор воскресной школы (далее – директор) – сотрудник религиозной организации, назначенный на должность настоятелем для обеспечения учебно-воспитательного процесса в воскресной школе.

73. Директор Воскресной школы:

а) назначается и освобождается от должности распоряжением настоятеля;

б) подотчетен в своей деятельности настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования;

в) организует учебно-воспитательный процесс в Воскресной школе;

г) формирует штатное расписание;

д) осуществляет распределение должностных обязанностей, контроль над деятельностью и уровнем квалификации работников;

е) формирует аттестационную комиссию Воскресной школы;

ж) предоставляет настоятелю и епархиальному отделу религиозного образования и катехизации ежегодный отчет о деятельности Воскресной школы;

з) по благословению настоятеля на основании доверенности представляет школу в  государственных и муниципальных учреждениях, а также на епархиальных и общецерковных мероприятиях.

74. Духовник Воскресной школы – священнослужитель Русской Православной Церкви, назначенный настоятелем для попечения о духовно-нравственной жизни учащихся и сотрудников Воскресной школы.

75. Директор Воскресной школы в священном сане может являться духовником по благословению настоятеля прихода.

76. Духовник Воскресной школы заботится о духовно-нравственном воспитании детей и педагогического коллектива.

77. Формой самоуправления Воскресной школы является педагогический совет воскресной школы.

78. Педагогический совет состоит из: духовника, директора и преподавателей Воскресной школы.

79. К компетенции педагогического совета Воскресной школы относится:

а) разработка концепции и определение основных направлений деятельности Воскресной школы, обсуждение методик преподавания;

б) определение порядка проведения итоговой аттестации;

в) рассмотрение вопросов об отчислении учащихся;

г) рассмотрение вопросов эффективности учебно-воспитательной работы, повышения квалификации сотрудников;

д) внедрение в практику достижений педагогического опыта.

80. Решения на педагогическом совете принимаются большинством голосов.

 VIII.    ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСИРОВАНИЕ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ

81. Религиозная организация, учредившая Воскресную школу, обеспечивает ее финансирование и работу.

82. При создании Воскресной школы Учредитель обеспечивает следующие условия:

а)   предоставить помещение (собственное или арендованное) для занятий;

б) обеспечить Воскресную школу учебно-методической литературой и канцелярскими принадлежностями, мебелью, инвентарем, необходимым для учебно-воспитательного процесса;

в)  обеспечить материальные условия для преподавания.

Православный календарь
Объявления