Православная семья

Сегодня навязывается мнение, что человек есть «свободная личность», «индивидуум». Но это не так. Человек — это семья. Именно семья есть отличительный, фундаментальный признак, выделяющий человека из сонма
других созданий Божиих. (Есть, конечно, и другие: разум, дар слова, религиозность, — которые недоступны ни минералам, ни растениям, ни животным, а только человеку; нет человека стерильно нерелигиозного.)

Говорят, что семья - это «институт». Нет, семья - это не институт и не «договорное объединение». И брак - это не просто гражданское состояние двух индивидуумов. Нет, это жизнь человека. Семья - это домашняя
«малая» церковь, где есть определенные роли, или служения. Здесь муж - это священник, жена - помощник ему, по-гречески «диакон», а дети - народ Божий, который нужно привести ко спасению. Дети - это то, что дается двум супругам от Бога, потому что в рождении каждого человека участвует Бог и каждого нужно привести ко спасению. Вот цель и смысл семейной жизни. И планировать семью должен Бог, а не грешный человек.

"Составляя единую плоть, супруги имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед, большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра... Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милом супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, — ему нужна большая помощь Божия, и сам он взаимно более любит Бога" (Святитель Григорий Богослов, IV в.).

"Единственная ценность жизни - это семья. Как только погибнет семья, погибнет и мир. Покажи свою любовь прежде всего в своей семье" (Старец Паисий Святогорец, 1924-1994 гг.).

Есть такие хорошие слова: «Если семья - школа жизни, то монастырь - университет». Если не окончил школу, в университет не поступишь. Опыт святых, оставивших нам рукописные труды, - это опыт всей их жизни, и семейной, и монастырской. Нужно, читая их книги, видеть в них то, что поможет нам правильно решить наши семейные проблемы. А они, следуя за Христом, учили крестоношению, терпению и любви.

Да, нам нужны эти книги. Они помогут супругам правильно построить взаимные отношения в браке — понять, например, разницу между влюбленностью и любовью, ответственность мужа и жены в семейной жизни. Влюблённость горяча, но имеет греховные примеси, это не крестоношение.

Влюблённость жениха и невесты должна со временем, по мере несения креста семейной жизни, перерасти во взаимную любовь во Христе. Тогда семья поистине станет малой Церковью, неиссякаемым источником живой воды, способным насытить всех жаждущих.

Православная семья невозможна без совместной молитвы. Опыт личной, сокровенной молитвы приходит к кому-то раньше, к кому-то позже. Это зависит от склада души, от жизненного опыта. Но общесемейная утренняя и вечерняя молитва, пусть коротенькая (чтобы не рассредоточилось внимание самых маленьких) - необходима. Это сплачивает семью, дети привыкают к тому, что невозможно жить, не разговаривая с Богом.

 

Православный календарь
Объявления