☦Всякое дыхание да хвалит Господа (Пс. 150:6)

ДЕЖУРНЫЙ СВЯЩЕННИК:

+7 988 489-30-80

 

Богослужение

Годовой богослужебный круг – тематическая последовательность богослужений в течение года.

Цвета облачений и пояснения к ним:

Белый цвет — символ Божественного нетварного света. Объединяет в себе все цвета радуги. В белых облачениях служат в Господские праздники: Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Пятидесятницу, Преображения, Обрезания; в них служат в Лазареву и Великую Субботы, день памяти св. ап. и ев. Иоанна Богослова, Рождество св. Иоанна Предтечи, дни памяти бесплотных Ангельских сил, в них начинается Пасхальная утреня, в некоторых храмах также на Сретение, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), день памяти свв. первоверх. апп. Петра и Павла. Белые ризы используются при совершении таинства крещения, венчания и на заупокойных богослужениях, а также при облачении новопоставленного в священный сан. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – также белый (как это исторически было в России до 1917).

Красный цвет — символ неизреченной, пламенной любви Божией к роду человеческому. Но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходят службы в честь мучеников. Основной Пасхальный цвет – красный с золотом. Вслед за белым, он продолжает Богослужение Пасхи и остается неизменным до праздника Вознесения. Красный (бордовый) цвет облачений принят также в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи, дни памяти мучеников. Следует иметь в виду, что в РПЦЗ пасхальный цвет – белый (как это исторически было в России до 1917), а в красном (бордовом) служат в Великий пост.

Золотой цвет — цвет славы, величия и достоинства. Они усвоены воскресным дням (вне Великого поста) как дням Господа Царя Славы. Кроме того, в золотых одеждах Церковь отмечает дни Его особых помазанников – пророков, апостолов и святителей в большинство седмичных дней года.

Зеленый цвет — цвет вечной жизни. Слияние желтого и голубого. Он принят в дни памяти преподобных и свидетельствует о том, что их монашеский подвиг оживотворяет человека соединением со Христом (желтый цвет), и возводит его на небо (голубой). В зеленых цветах всех оттенков служат в день Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье), Понедельник Святого Духа, а также в дни памяти юродивых.

Голубой цвет — цвет неба, и он соответствует учению о Божией Матери, вместившей Небожителя в Своей Пречистой утробе. Цвет на праздники Пресвятой Богородицы, а также зачастую на Сретение.

Фиолетовый цвет. В нем соединены красный – цвет крови Христовой и Воскресения и синий, указующий, что Крест открыл нам дорогу в небо. Знаменует силу духа и крестный подвиг Спасителя. Принят в дни памяти Креста Господня – Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня, Крестовоздвижение (до отдания включительно), в Крестопоклонную седмицу Великого поста (Средокрестную), в некоторых храмах в подготовительные недели к Великому посту. В субботы и воскресенья Великого поста, в Великий Четверг. На Первое и Второе Обретение главы Иоанна Предтечи и в день Сорока мучеников Севастийских.

Черный или темно-коричневый цвет — символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния. Используется в обычные дни Великого поста. Черные облачения официально появились в России только в 1730 году, и то для погребальных служб (интересно, что впоследствии на панихидах «победили» белые облачения, а чёрные с конца XIX в. «ушли» в Великий пост). Богослужебный устав не знает чёрного цвета, а в пост и в Страстную седмицу положено служить не в траурных, а в тёмных ризах багряного, фиолетового цвета.

 
 
 
 
 
 
 
Перейти к верхней панели